А.А.Воронова – Вице-президент Ассоциации практических психологов и коучей, кандидат психологических наук, коуч-консультант
Коучинг активно включается в жизнь современного человека. Мы обращаемся к коучу, когда ищем оптимальные пути развития, когда хотим достичь результата в своей деятельности. Коучинг рассматривается как новый взгляд на успехи и неудачи, как умение переводить проблемы в задачи, которые легко решаются. Коучинг – это:
- Акцент на сильные стороны клиента;
- Активизация внутреннего потенциала личности;
- Стремление к успеху в том деле, которым ты занимаешься;
- Грамотная постановка целей и анализ способов достижения своих целей;
- Обращенность в будущее;
- Вдохновение, энергия, эмоциональная вовлеченность в процесс;
- Творческий подход к решению задач;
- Оптимизация процесса принятия решений;
- Генератор нового поведения;
- Развитие инициативы и осознание новых горизонтов управления своей жизнью;
- Позитивные перемены в жизни, новые достижения;
- Структурированность и прогнозируемость результатов.
Цель коучинга – создать психологические условия, в которых каждый совершает свой выбор, находит уникальные способы решения поставленных задач и достигает своих целей кратчайшим путем.
Коучинговые технологии способствуют психологическому раскрепощению, максимальной самореализации личности, поиску нестандартных решений и, конечно же, достижению целей. Один из основателей коучинга – Джон Уитмор отмечает, что «устранение внутренних препятствий часто облегчает преодоление внешних». Внутренние препятствия – это, как правило, наши внутренние ограничения, страхи, ложные убеждения, стереотипы, негативные установки. Многие ассоциируют процесс коучинга с «волшебным пинком», который дает ускорение в развитии личности, повышает уровень самомотивации, помогает найти эффективный способ решения поставленных задач. Приемы коучинга во многом перекликаются с техниками эриксоновского (недирективного) гипноза, гештальт-терапии, нейро-лингвистического программирования.
Автор известной в бизнес-образовании книги «Семь навыков высокоэффективных людей» С.Кови, говоря о секретах успешности, отмечает, что высокоэффективных людей отличает способность максимально использовать свой потенциал. Как известно, левое полушарие в основном отвечает за логически-вербальную деятельность, а правое – за интуитивно-творческую. Левое оперирует словами, правое – образами. Апеллируя к образам, метафорам, мы развиваем свою интуицию, учимся в сложных ситуациях находить нестандартные решения, мыслить креативно. Обращаясь к своим внутренним ресурсам, мы яснее осознаем свои цели, становимся увереннее и сильнее. А самое главное – мы не только представляем, какими мы хотели бы стать, но совершаем реальные шаги для осуществления своих планов.
Нейрокоучинг – как новое направление – предлагает не только оптимальные методы достижения поставленных целей, способы самореализации, но дает возможность перейти на более продуктивный уровень мышления. Понимая специфику работы центральной нервной системы, функционирования головного мозга, можно влиять на конструктивные изменения, способствовать реализации замыслов с учетом индивидуальных особенностей личности. В НЛП человеческий мозг часто сравнивается с компьютером: следуя этой аналогии, чтобы изменить жизнь, надо перепрограммировать себя. Безусловно, улучшение жизни начинается с внутренних изменений. Однако любая программа предполагает набор алгоритмов. В нейрокоучинге мы рассматриваем развитие личности не как набор алгоритмов, а как непрерывный процесс, в котором главную роль играет способность человека к экстраполяции. Экстраполяция предполагает работу с «неизвестными» на основе известного знания и с «будущим» на основе знания прошлого и настоящего. В этом отношении, экстраполяция неизбежный прием творческого мышления и деятельности. Изучение нейропроцессов – механизмов функционирования головного мозга – помогает оптимизировать коучинг и раскрыть творческие способности личности. Креати́вность(от англ. create - создавать, творить) — творческие способности индивида, характеризующиеся готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей, отклоняющихся от традиционных или принятых схем мышления и входящие в структуру одарённости в качестве независимого фактора, а также способность решать проблемы, возникающие внутри статичных систем. Согласно американскому психологу Абрахаму Маслоу, — это творческая направленность, врождённо свойственная всем, но теряемая большинством под воздействием сложившейся системы воспитания, образования и социальной практики.
На бытовом уровне креативность проявляется как смекалка — способность достигать цели, находить выход из кажущейся безвыходной ситуации, используя обстановку, предметы и обстоятельства необычным образом. В широком смысле — нетривиальное, нестандартное и остроумное решение проблемы. Причём, как правило, скудными и неспециализированными инструментами или ресурсами, если потребность материальна. И смелому, оригинальному, что называется не шаблонному подходу к решению проблемы или удовлетворению потребности, находящейся в нематериальной плоскости. Иными словами, креативность – это нелинейный способ мышления.
Креативное мышление востребовано как в повседневной жизни, так и в профессиональной деятельности. Наша жизнь полна новых событий, встреч, вызовов. Психологическая, эмоциональная готовность к ним во многом определяет успешность решения поставленных задач. Коучинг эффективен и как способ развития личности – личностных компетенций (уверенность в себе, самооценка, эмоциональная устойчивость и др.), так и как способ развития карьеры, развития в профессии.
Обращение к коучу – это, как правило, поиск решений для достижения новых амбициозных целей в различных сферах жизни. С помощью коучинга мы получаем импульс для дальнейшего развития и представляем конкретные шаги для реализации своих желаний. Обычно этот поиск начинается с анализа вариантов, рассмотрения возможных рисков, степени готовности к изменениям. Это значит, что в процессе коучинга мы в большей степени обращаемся к логике, к рациональной сфере. Однако решение многих задач и процесс выбора часто связано с креативностью, умением нестандартно мыслить и опираться на свою интуицию. Выход за привычные рамки, поиск ответов на волнующие вопросы могут быть найдены с помощью активизации внутренних ресурсов – потенциала – личности.
Подводя итог, можно отметить, что с помощью различных видов коучинга можно развиваться по следующим направлениям:
- Самомотивация с учетом индивидуальных особенностей личности клиента для достижения поставленных целей;
- Умение управлять своими эмоциями;
- Развитие активности, энергетическая «подзарядка», эмоциональная вовлеченность в процесс;
- Оптимизация способов получения, переработки и хранения информации, то есть развитие внимания, памяти и мышления;
- Развитие стратегического мышления;
- Расширение возможных вариантов решения поставленных задач;
- Повышение скорости реагирования в условиях дефицита времени;
- Скоординированность ценностей, целей и действий, направленных на реализацию своих желаний;
- Экстраполяция желаемого результата;
- Умение действовать в новой нестандартной ситуации;
- Переход от мечтаний и слов к реальным действиям!
Все эти аспекты коучинга повышают эффективность личности и помогают достичь высоких результатов в различных областях деятельности.
Список литературы
- Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М., 2001
- Воронова А.А. Психологическая служба в вузе. Россия и мир: вчера, сегодня, завтра. Актуальные проблемы образования, психологии и социологии. Сборник статей, М., МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2010
- Воронова А.А. Психотерапия – консультирование – коучинг. Психолог – 21. Избранные лекции для студентов отделения психологии. Ч.1, М., МГИ им. Е.Р.Дашковой, 2011
- Кови Р.С. Семь навыков высокоэффективных людей. Мощные инструменты развития личности. М., 2008
- Рейнольдс М. Коучинг: эмоциональная компетентность.М., 2003
- Уитмор Дж. Коучинг высокой эффективности. М., 2013