Приемы Арт-терапии в работе психологов и педагогов
А.А.Воронова – кандидат психологических наук, практический психолог, Вице-президент АППК
Быть педагогом, детским психологом – это огромная ответственность и прекрасная миссия! В раннем детстве формируются базовые представления ребенка о себе и о жизни. Именно по этой причине труд педагогов и детских психологов является одним из самых ответственных и важных в современном мире, их работа направлена на формирование основных видов деятельности, способствующих гармоничному развитию личности дошкольника. Для успешной реализации всех задач педагог проявляет подлинное профессиональное мастерство и творческий подход к своему труду. Арт-терапевтические приемы расширяют профессиональный инструментарий деятельности педагогов, детских психологов, помогают воспитателям и родителям развивать таланты своих детей и воспитанников.
В современной практической психологии, педагогике, в системе дошкольного воспитания, в образовании и даже бизнесе арт-терапевтические техники используются достаточно активно. На самом деле мы все применяем приемы арт-терапии в повседневной жизни, просто не всегда знаем, что, например, сочинение какой-нибудь забавной истории для того, чтобы ребенок успокоился и уснул, является способом сказкотерапии. Давайте разберемся, что же такое арт-терапия, каковы ее виды и направления, и как арт-терапия может влиять на нашу эмоциональную сферу.
Само слово «арт-терапия» состоит из двух: арт — искусство, и терапия — лечение. Именно как метод лечения стал применяться в 30-ые годы прошлого столетия в работе с детьми, испытавшими стресс в фашистских лагерях и вывезенных в США. Поначалу метод арт-терапии предлагался как метод лечения больных с выраженными эмоциональными нарушениями. Однако сейчас рамки терапии искусством намного расширились, и из метода лечения арт-терапия перешла в разряд способа эффективного взаимодействия, поиска взаимопонимания и понимания своего отношения к миру и к самому себе. В этом широком смысле мы и будем рассматривать арт-терапию.
Целительное свойство искусства было известно с древних времен. В Греции, в Эпидавре есть храм бога врачевания – Асклепия (в римской мифологии – Эскулапа). И недалеко от святилища находится хорошо сохранившийся античный амфитеатр, где давались театральные представления. Уже тогда люди понимали, что успех лечения зависит не только от снадобий, медицинских процедур, но и от душевного состояния больного. Спектакли были частью лечения тех, кто приезжал в Эпидавр восстановить свое здоровье. Эдакий «санаторий» до нашей эры. Со-переживание, со-участие как совместное переживание и участие в процессе театрального действия давало возможность зрителям осознать и прочувствовать свои эмоции, чувствовать себя частью той истории, которая разыгрывалась на сцене. Такого рода самовыражение создавало исцеляющий эффект, ускоряло процесс выздоровления.
Произведение искусства отражает эмоциональное состояние автора или художника, эти эмоции и чувства могут быть созвучны тем, кто смотрит спектакль, картину, фильм, кто читает книгу или слушает музыку. В каждом человеке есть творческое начало, обратите внимание, как играют дети: они фантазируют, создают свои миры. В игре развивается личность ребенка, и став взрослыми, мы, к сожалению, теряем спонтанность, непосредственность, легкость и творческое восприятие. Вместо того, чтобы выражать свои эмоции, мы их подавляем. Мы часто путаем способность управлять своим эмоциональным состоянием с гиперконтролем.
Дошкольное детство – это период развития эмоционально- волевой сферы ребенка, это период творческой активности, игры, развития воображения и наглядно-образного мышления. Игровая деятельность является ведущей в дошкольный период. Применяя во взаимодействии с ребенком приемы арт-терапии, игровой терапии воспитателям, психологам, родителям проще установить контакт и помочь ребенку справляться с различными проблемами. Например, такими, как:
-
Повышенная тревожность, неуверенность в себе;
-
Сложности адаптации в детском коллективе, в общении со сверстниками и со взрослыми;
-
Агрессивность, импульсивность в поведении
-
Неадекватная самооценка (заниженная или завышенная)
Арт-терапевтический подход в воспитании ребенка среднего и старшего дошкольного возраста наиболее эффективен, с помощью арт-терапевтических упражнений ребенку легче социализироваться, развивать коммуникативные навыки, уверенность в себе. Арт-терапия способствует развитию речи, мышления, внимания и памяти.
Применяя арт-терапевтические приемы на занятиях с детьми среднего и старшего дошкольного возраста воспитатели, педагоги-психологи, родители дают возможность каждому ребенку раскрыть свой творческий потенциал, помогают становлению личности ребенка с учетом его индивидуальных особенностей.
В качестве примера можем рассмотреть вариант одного группового занятия с детьми.
Правила в группе:
Правила трех «НЕ» НЕ драться; НЕ кусаться; НЕ обзываться. Эти правила можно символически обозначить на доске и напоминать, если это необходимо. Или сделать карточки и каждый раз, когда ребенок нарушает одно из правил, показать ему соответствующую карточку. (Как в футболе, когда судья показывает игрокам красную или желтую карточки)
Можно: быть активными, задавать вопросы (только по очереди), слушать других; рисовать, лепить, танцевать, сочинять истории, фантазировать, играть.
Нужно: договариваться, спрашивать у других детей, что им интересно делать, и потом предлагать свои игры.
Важно: поощрять творческую активность детей. НЕ давать оценок, поддерживать инициативу.
Цели занятия: развитие коммуникативных навыков и уверенности в общении, развитие образного мышления и творческой активности.
-
Приветствие: Я – имя (ребенок называет свое имя) и – качество (веселый, быстрый, шустрый, смелый и т.п.) Группа повторяет имя и качество, которое на этом занятии хочет развивать ребенок. 5 мин.
-
Разминка: вместе маршируем под музыку. Обсуждаем и принимаем правила работы в группе. 5 мин.
-
Основная часть:
Рекомендации воспитателям и родителям для проведения занятий с применением метода арт-терапии.
-
Предлагая ребенку или группе детей то или иное упражнение из арт-терапии прежде всего ориентируемся на то, что предлагает сам ребенок, следуем за его фантазией
-
Чтобы направлять ребенка, задаем ребенку вопросы: «Как ты считаешь, на что это похоже?» «Что бы ты хотел изменить в этом рисунке, композиции, истории?»
-
Творческая атмосфера на занятиях предполагает, что воспитатель не дает шаблонных решений, а помогает ребенку самому найти свой способ самовыражения
Упражнение «Карточки метафор»
Цель: развитие коммуникативных компетенций ребенка с помощью метафор, узнать с кем ребенок идентифицирует себя. Упражнение развивает образное мышление, способствует развитию воображения и творческой активности.
Ребенку даем по 3 пустые карточки (размер 10см х 15см) и задаем следующие вопросы:
1. Если бы ты был сказочным персонажем, то каким?
2. Если бы я был бы режиссером, то кто был бы главным героем твоего фильма или мультфильма?
3. Если ты был бы артистом, то какую роль хотел бы сыграть?
Предлагаем на каждой карточке символически изобразить ответ.
Далее ребенок показывает, что он изобразил на карточках, и описывает каждую карточку. Отвечает на вопросы проективного интервью:
-
Как этот сказочный персонаж может отстаивать свою точку зрения? Будет ли он спорить со взрослыми? Как он будет убеждать своих сверстников?
-
Как герой фильма или мультфильма будет вести себя во время конфликта?
-
В чем преимущества той роли, которую ты придумал?
4. Подведение итогов занятия. Обсуждение, что было интересным на занятии, и чему хотелось бы уделить внимание на следующем занятии. Рекомендации для родителей. 5 мин.
Подобные занятия и упражнения можно проводить также и в индивидуальном формате. В учебно-методическом пособии А.А.Вороновой «Арт-терапия для дошкольников» , где подробно рассматриваются различные упражнения, которые могут включить в свою работу и педагоги, и психологи. Данное методическое пособие поможет также родителям в гармоничном развитии детей. В пособии предлагается более 30 упражнений и практических приемов, которые основаны на многолетней психолого-педагогической деятельности. Большое внимание уделяется вопросам преодоления эмоциональных и поведенческих проблем с помощью арт-терапии, приводятся примеры из практики.