Что такое коммуникация для современного человека? Прежде всего это общение с возможностью получения, распространения и сохранения информации. В зависимости от целей коммуникации, формируются её виды. Таким образом, коммуникация бывает:
-
Массовая;
-
Межличностная;
-
Межкультурная:
-
Международная;
-
Специальная (деловая);
-
Интраперсональная.
По мнению доктора психологических наук, академика и член-корреспондента Академии педагогических и социальных наук Роберта Семёновича Немова, в любой организации, а следовательно, и в коллективе, преобладает межличностная коммуникация.
Межличностная коммуникация представляет собой единовременный процесс интеракции коммуникантов и их воздействия друг на друга. Обязательным условием осуществления данной коммуникации является нахождение субъектов в пространственной близости друг от друга.
Нравственно-эмоциональный тон межличностных отношений в организации определяет психологический климат коллектива.
Для «здорового» и сплоченного коллектива характерны:
-
Контактность;
-
Эффективность;
-
Организованность;
-
Информативность.
Так же неотъемлемой частью такого коллектива является:
-
Успешное исполнение возложенных на него задач;
-
Наличие высокой морали;
-
Хорошие человеческие отношения;
-
Создание и укрепление почвы каждого члена коллектива для профессионального и личностного развития.
Руководителям очень важно поддерживать положительный психологический климат внутри коллектива, так как это прежде всего отражается на качестве выполняемой коллективом работе.
Однако, довольно-таки сложно держать всё под контролем, максимально минимизировав все риски и сложности, которые могут неожиданно возникнуть и препятствовать слаженно трудиться.
Одним из таких рисков является межличностный конфликт, если допустить его развитие, то это приведет к весьма печальным последствиям, а именно к кризису организации в целом.
Казалось бы, как разногласия, пусть даже личного характера, двоих сотрудников одной организации могут привести к кризису. А очень даже могут. Человеческий фактор берет вверх, стирая границы рабочих и личных отношений, происходит утаивание, а чаще искажение корпоративно информации. Конфликт двоих привлекает к себе всё больше внимания и участников, тем самым тормозит или вовсе останавливает рабочий процесс. Дальше, как в лучших сценариях отечественного кино, только без рукоприкладства, хотя бывает и такое.
Во избежание такого рода ситуаций, предлагаем вам ознакомиться с небольшой памяткой, которая поможет вам, как руководителю, не допустить кризисных ситуаций в своём коллективе:
-
Осознанный и тщательный отбор персонала. Это позволит на 90% исключить личные конфликты на рабочем месте, когда люди преследуют общую цель – качество и прибыль, то у них нет времени решать вопросы, не касающиеся работы.
-
Научитесь слушать и слышать. А также научите этому своих сотрудников. Овладев данной способностью, все разногласия буду решаться исключительно в стенах переговорных кабинетов, а не в гневных чатах «Во всём виноват ОН!».
-
Личное участие в разрешении конфликтов. Если всё-таки конфликт имеет место быть, то по средствам личной беседы с КАЖДЫМ участником, вы сможете объективно оценить неприятную ситуацию и принять верные и эффективные меры по её разрешению.
-
Все мы люди. Не забывайте об этом. Совершенно адекватной защитной реакцией на внешнее давление является раздражение. В таком пред гневном состоянии сложно пойти на уступки, тем более тому, кто по вашему мнению точно не прав. Дайте время остыть своим сотрудникам, таймаут. Но держите ситуацию под своим контролем и при необходимости еще раз обратитесь к пункту 2.
Это лишь малая часть того, что и как необходимо делать при возникновении конфликтной ситуации. Быть может вам это вовсе и не может, так как нет шаблонов для конфликтов, они развиваются совершенно непредсказуемо. И такой ситуации, которая случилась в вашей организации, возможно, никогда больше не повторится в таком виде. Но помните, что нет безнадёжных случаем, все проблемы решаемы.
Психологический Центр ДОМ предлагает вам стать участником программы «Работа без конфликтов». Здесь вы подробно узнаете про такое явление как конфликт и что делать в случае его развития. В рамках программы предусмотрены практические занятия, на которых происходит разбор клиентских случаев, кейсов. Совместно с авторами и ведущими программы вы сможете разработать стратегию разрешения конфликтной ситуации, которая подойдёт именно вам!
Шишкова Светлана – учредитель и генеральный директор Психологического Центра «ДОМ», Вице-президент Ассоциации практических психологов и коучей, кандидат психологических наук, коуч.
Ковалькова Кристина - руководитель Арт-галереи К2, академик и ученый секретарь Европейской Академии Естественных Наук, член Союза Дизайнеров России и Московского Союза Художников, галерист, дизайнер интерьера.