Ребенок не играет с другими детьми. Как быть?

Мы бережно относимся к каждому клиенту, поэтому в нашем центре действует гибкая система скидок при исключительно индивидуальном подходе.
Надо отметить, что активный возраст сюжетно-ролевой игры и игр по правилам  наблюдается у детей с 3.5  до 6,5 лет. В этом возрасте дети фантазируют, создают свою воображаемую реальность, в которой они могут выражать свои эмоции, общаться с другими детьми, обучаться новым навыкам, адаптироваться к миру взрослых и развивать творческий потенциал.
Родителей часто беспокоят проблемы общения детей. В наше время, когда дети осваивают гаджеты раньше, чем совместные игры с детьми, когда дети предпочитают виртуальное общение вместо реального,   вопрос неумения играть с другими детьми стоит наиболее остро.

Каковы причины такого поведения и что делать в таких случаях? 
Возможными причинами могут быть:
• Ваш ребенок интроверт, т.е.  углублен в свой внутренний мир. 
В этом нет ничего плохого, просто он предпочитает играть самостоятельно, ему не очень нравятся шумные игры с другими детьми. Но при этом он социализирован, легко общается с теми, кто ему интересен, например, со взрослыми. 
Иными словами, причина не в том, что он не умеет, а просто не хочет играть с другими детьми. И в этом случае родителям будет лучше признать право ребенка выбирать партнеров по играм, мотивировать на общение, учитывая его интересы, устремления, увлечения.
• Ваш ребенок робок и застенчив. Как правило, такие дети тянутся к другим.  Им хочется, чтобы их приняли  в детский коллектив, чтобы их приглашали и вовлекали в совместную игру. Однако сами инициативу проявить боятся:  они не знают, как это сделать, и поэтому скромно стоят в стороне.
В таком случае ребенку нужно оказывать как можно больше поддержки. Повышая самооценку ребенка, подбадривая его, подчеркивая его сильные стороны, мы помогаем ему адаптироваться к новой ситуации. Предлагайте ребенку проявлять инициативу в повседневных мелочах, создавайте для него развивающую среду, в которой он может максимально проявить себя.
В результате он будет себя чувствовать более уверенно в новых для него ситуациях. 
• Ваш ребенок не умеет договариваться с другими детьми, навязывает им свои правила, не хочет учитывать чужую позицию и стремится во всем быть лидером. 
Здесь важно показать, что его мнение не всегда принимается другими, и научить коммуникативным навыкам, с помощью которых ребенок сможет играть в группе. Например, командные спортивные игры помогают ребенку-лидеру чувствовать себя частью коллектива и действовать сообща. В командной игре ребенок учится взаимопониманию и взаимоподдержке.
• Ваш ребенок избегает общения с другими, возможно потому, что боится быть отвергнутым. Он испытывает неуверенность и тревожность. 
Помогите такому ребенку увидеть, чем он может  заинтересовать других детей в совместной игре. К примеру, он умеет сочинять смешные истории, или он прекрасно лепит из пластилина, создает оригинальные конструкции с помощью конструктора-лего и т.п. Обратите внимание на его творческие способности. Покажите, как его таланты могут быть востребованы  в группе детей. И тогда он не будет чувствовать себя одиноким.
Как можно развивать коммуникативные навыки ребенка?

Важно: как можно больше уделять внимания своему ребенку, общаться и играть с ним. Совместная деятельность (например, создание коллажа, пластилиновых историй, настольные развивающие игры гармонизирует детско-родительские отношения). Такое продуктивное взаимодействие поможет ребенку общаться и в детском коллективе.
Арт-терапия является одним из эффективных и недирективных методов, с помощью которого ребенок получает необходимую поддержку, понимание и веру в свои силы. Арт-терепевтические приемы дают возможность раскрыть скрытые ресурсы Вашего ребенка,   и помогают  ему найти общий язык с другими детьми. 
Познакомиться с упражнениями по арт-терапии для детей можно  в Методическом пособии по Арт-терапии /news/art-terapiya-posobie-dlya-spetsialistov-i-roditeley-/
Развитие эмоциональной и социальной зрелости ребенка – это индивидуальный процесс. У каждого ребенка свой темп и особенности развития, которые необходимо учитывать.

Обратившись к психологу, Вы можете получить подробные ответы и профессиональные рекомендации по развитию коммуникативных навыков Вашего ребенка.
Автор: Воронова Армине Аршаковна, психолог-консультант, кандидат психологических наук.

Вернуться к списку