Самооценка и стресс: учимся грамотно реагировать на критику и повышаем самооценку.

Мы бережно относимся к каждому клиенту, поэтому в нашем центре действует гибкая система скидок при исключительно индивидуальном подходе.

23529965427a432ee514429e1aa9fe42.jpeg

Воронова Армине Аршаковна – кандидат психологических наук, вице-президент АППК, психолог-консультант, коуч

Темы повышения уровня самооценки, уверенности в себе, поиск внутренних опор являются приоритетными в психологическом консультировании коучинге. Самооценка влияет на многие сферы жизни, на самореализацию и самоосуществление личности.

Парадокс самооценки заключается в том, что, с одной стороны, самооценка — это субъективная оценка индивидом самого себя, как следует из определения, а с другой, – как правило, самооценка основывается на внешних оценках, на том, как нас воспринимают другие люди.

Успешность в любом виде деятельности строится на системе оценок. И, если это оправдано в профессии, это не значит, что ту же систему имеет смысл переносить на личные и семейные отношения. В профессиональной деятельности оценивается уровень компетенций, а не их личность в целом.

Самооценка развивающейся личности основывается на обратной связи со стороны взрослых, и, к сожалению, бывает так, что негативное самовосприятие мешает преодолению стрессов. Говоря о самооценке, мы почему-то чаще обращаемся к тем высказываниям и замечаниям, которые нам делают другие, хотя адекватная самооценка – это осознание самоценности, независимо от внешних оценок, это умение опираться на себя, верить, что в любой сложной ситуации можно найти решение. Самооценка, то, как мы воспринимаем себя, насколько мы ценим себя, свой труд, влияет на нашу реакцию, вызванную стрессовой ситуацией.

Адекватная самооценка – психологическая основа стрессоустойчивости.

Как же формировать адекватную самооценку и психологически грамотно реагировать на критику?

Вам, возможно, приходилось замечать, что чаще открыто критикуют тех, кто проявляет неуверенность в себе. Такой человек словно «ожидает», что всё, чем он занимается, должно подвергаться критике. И даже, когда его хвалят, делают комплименты, он теряется, не знает, как на это реагировать. Неуверенному человеку кажется, что он не заслуживает положительных отзывов, он постоянно ищет тех, кто готов обратить внимание на его недостатки.

Давайте разберемся, как относится к критике, как сделать критика своим «союзником»? В каждом из нас есть «внутренний» критик, который помогает нам корректировать свое поведение, строить планы, разумно и реалистично относиться к своим возможностям. И такой полезный критик нам нужен, чтобы двигаться вперед и соотносить свои действия с определенной ситуацией.

Но бывают случаи, когда этот «внутренний критик» постоянно нам напоминает о нашей никчемности, о наших неудачах, ошибках. Это отличная психологическая почва для всех «внешних» критиков, например, родителей, которые вместо того, чтобы понять своего ребенка, обращают внимание только на его недостатки; «педагогов», для которых не важна судьба их подопечных, а только учебные показатели; «друзей», которые желают, конечно, «добра», сотрудников и начальников, которые видят нас исключительно неудачниками.

Для того, чтобы повысить стрессоустойчивость и не так болезненно воспринимать внешнюю критику, важно «воспитывать» своего «внутреннего критика», повышать самооценку, грамотно реагировать на критические замечания коллег, друзей, близких.

Итак, давайте рассмотрим, как следует реагировать на критические замечания:

• Выслушать оппонента до конца. Если вы, не дослушав все критические замечания, начинаете оправдываться или проявлять агрессию, вы показываете свою уязвимость и неуверенность в своей позиции. Дайте возможность критику выговориться.

• Разобраться, кто вас критикует: он действительно достаточно компетентен в данном вопросе или просто обесценивает вашу деятельность. Если компетентен, продолжаем диалог в конструктивном русле, рассматривая предложенные им варианты. Если нет, - то ничто не мешает нам прервать дальнейшую беседу.

• Определить мотивацию вашего оппонента: он действительно хочет помочь вам добиться лучшего результата (конструктивная критика), или просто самоутверждается (деструктивная критика).

  • Сделайте паузу и уточните у вашего оппонента, прежде всего, что он предлагает, какие он видит варианты решения сложившейся ситуации.

  • Обсудите возможные способы конструктивного решения той проблемы, которая была подвержена критике со стороны оппонента.

  • Если один из предложенных вариантов подходит и может заинтересовать вас, примите критику с благодарностью и скажите, что вы учтете эти замечания и пожелания в будущем.

  • Если все варианты и доводы вашего оппонента нецелесообразны, не имеют деловой, конструктивной составляющей, спокойно отвергните их, не вступая в бессмысленную дискуссию.

  • Важно помнить, что есть критически настроенные люди: они во всём и во всех видят только недостатки. В их картине мира обращать внимание на сильные стороны другого человека и поддерживать другого - это проявление слабости. Поэтому, чем больше вы будете стараться подчеркивать свои преимущества, тем более старательно он будет искать слабые стороны вашей личности, вашего проекта, ваших достижений.

  • Обращайте внимание на положительные качества критика, в любом случае, такие люди и их замечания дают нам возможность развиваться, создают условия для «прокачки» таких навыков, как стрессоустойчивость, убедительность, толерантность.

  • Относитесь к критике с юмором, это снижает значимость критических замечаний и помогает легче воспринимать ситуацию. Ирония и самоирония дают возможность немного дистанцироваться от критика и его замечаний.

Болезненная реакция на критику может говорить о том, что вы на неосознаваемом уровне предполагаете, что вы не правы, и, по сути, согласны с критикой, однако на осознаваемом уровне не готовы принять свою ошибку и не хотите соглашаться с замечаниями.

Спокойная и достойная реакция - показатель вашей уверенности в себе, в своих силах, знаниях, компетентности, это говорит о том, что вы готовы сделать выводы, исправлять ошибки (если они есть) и развиваться. Как известно, не бывает неудач, есть только опыт.

Меня часто спрашивают, а есть ли какие-то «волшебные» фразы для общения с критиком. Конечно, всё зависит от контекста, специфики взаимоотношений и т.д.

В качестве примеров могу привести следующие «волшебные» фразы для работы с возражениями и критикой:

  • Разделяю ваш скепсис, и, тем не менее, давайте рассмотрим предложения (варианты) ...

  • Понимаю ваше недовольство, в таком случае можем вместе обсудить…

  • Как я вас понимаю, вы хотите сказать... (повторяем тезисы оппонента) и, что вы предлагаете...

  • Я согласен (согласна), что в данном случае ... (повторяем тезисы оппонента) есть ли у вас вИдение того, как мы можем согласовать наши действия для достижения результата…

  • Замечательно, что вы обратили внимание на эти моменты, давайте обсудим, какие могут быть конструктивные способы решения сложившейся ситуации, какие шаги мы можем предпринять…

И главное, помним, если мы сами бываем в роли критика, - критиковать можем действия, поступки, а не личность. Словосочетания «обратная связь», «конструктивные предложения» воспринимаются лучше, чем слова «у меня есть критические замечания» или «мне не нравится, что ты...»

Человек, уверенный в себе, знающий свои сильные стороны, опирающийся на себя, не будет в роли критика обесценивать других, а также не позволит другим обесценивать себя.

Вернуться к списку