А.А.Воронова– кандидат психологических наук, психолог-консультант, Вице-президент Ассоциации практических психологов и коучей
Психологи и педагоги отмечают, что проблемы детей – это, как правило, продолжение проблем родителей. Давайте рассмотрим, как самооценка родителей, их уверенность в своей родительской компетентности, самореализация родителей влияют на развитие личности их детей.
Как помочь ребенку чувствовать себя уверенно, какие приемы в воспитании дают возможность отстаивать свою позицию?
Обращаясь к психологу, родители чаще всего обращают внимание на такие проблемы:
- Повышенный уровень тревожности. Ребенок проявляет беспокойство в новых ситуациях, с трудом адаптируется, например, в детском саду или школе, волнуется даже перед незначительными событиями.
- Неуверенность, заниженная самооценка. Ребенок не умеет отстаивать свою позицию, не может проявить свои сильные стороны, уступает другим детям в игре, боится быть отвергнутым в общении.
- Застенчивость, робость. Ребенок стесняется обратиться к сверстникам или взрослым, предпочитает играть в одиночестве, но при этом стремиться к общению.
- Агрессивность. Ребенок не умеет сдерживать свои негативные эмоции, обзывается, дерется, не может смириться с тем, что с его мнением не хотят считаться.
Во многих случаях такое поведение вызвано не только внутренними проблемами ребенка, но и особенностями воспитания в семье, ожиданиями, эмоциональным состоянием, а также самооценкой самих родителей. Практика психологического консультирования детско-родительских отношений показывает, что если мать или отец недовольны своим статусом, профессиональным ростом, карьерой или взаимоотношениями с близкими, то это может отразиться на эмоциональном состоянии ребенка. Родители порой проецируют свое недовольство на детей.
Поэтому очень важно для преодоления проблем ребенка обратить внимание на эмоциональное состояние и уровень самооценки взрослых, участвующих в воспитательном процессе. Как известно, только счастливые родители могут воспитывать счастливых детей.
Рекомендации для родителей: найдите всего 15-20 минут для совместной игры с ребенком.
Важно во время такой игры быть партнером своему ребенку, не поучать и объяснять, а ВМЕСТЕ с ним создавать, творить, придумывать что-то новое и интересное. Такие занятия и упражнения, где родитель и ребенок объединяют свои усилия, в ходе которых творческий процесс раскрывает личностный потенциал, помогают ребенку почувствовать поддержку и опору со стороны родителей.
В качестве примера предлагаем вашему вниманию одно из упражнений, которое можно применять в совместной игре с ребенком. Подробнее о других приемах и занятиях с ребенком можно найти в Методическом пособии А.А.Вороновой «Арт-терапия в психолого-педагогической практике: развитие эмоциональной и социальной зрелости»
Упражнение «ГЕРБ» Предварительно расскажите, что значит герб, для чего их создают, какие бывают гербы. Объясните, что такое жизненный девиз, и для чего он нужен.
1. Потом дайте ребенку шаблон из картона по форме, напоминающий герб. Герб разделен на три части. Два раздела сверху, и один – внизу. Предложите ребенку в верхнем разделе слева символически изобразить те качества, которыми он может гордиться. Справа – нарисовать то, к чему он стремиться. В нижней части герба – помогите написать девиз. Например, «Только вперед!»; «Знание – сила»; «К новым вершинам!» и т.п.
2. Обсуждение и подведение итогов занятия.
3. Вопросы для обсуждения:
- Что нового я узнал?
- Для чего нужен герб?
- Как он может мне помочь, чтобы преодолеть волнение и страх?
- Какие качества я могу развивать?
- Как мой девиз помогает мне справляться с трудностями?
В результате такого упражнения ребенок чувствует внутреннюю опору, он приобретает символический «талисман» в виде фамильного герба, который может помочь ему в сложных ситуациях.
Также подобные упражнения и совместные занятия развивают:
- Родительскую компетентность и самооценку родителей;
- Коммуникативные навыки ребенка – чувствуя поддержку взрослых, ребенок легче общается и со сверстниками;
- Самооценку ребенка – он верит в свои силы, у него появляется уверенность, что он может справиться с поставленными задачами;
- Образное мышление и символическую функцию мышления. Ребенок может передать свои чувства и мысли с помощью образов и метафор. Это развивает речь и мышление, что дает возможность лучше подготовиться к школе и к учебной деятельности в целом;
- Эмпатию и эмоциональный интеллект. В ходе таких занятий ребенок учится лучше понимать свои чувства и чувства других людей.
Общение с ребенком и совместная игра – это увлекательный процесс, который создает отличные условия для развития личности.