Школа разумного родительства: как помочь ребенку справляться с тревожностью?

Мы бережно относимся к каждому клиенту, поэтому в нашем центре действует гибкая система скидок при исключительно индивидуальном подходе.


Школа разумного родительства: как помочь ребенку справляться с тревожностью?

Воронова Армине Аршаковна – Вице-президент Ассоциации практических психологов и коучей, психолог- консультант, кандидат психологических наук

Отличительные признаки тревожных детей. Определение понятия «тревожность» в психологии.

Тревожность – это переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности. Различают тревожность как эмоциональное состояние, и как устойчивое свойство, черту личности или темперамента. (А.М.Прихожан)

Тревожность определяется как устойчивое отрицательное переживание беспокойства и ожидания неблагополучия со стороны окружающих (Е.Г.Силяева)

Похожее определение трактует А. В. Петровский, «тревожность – это склонность индивида к переживанию тревоги, характеризующаяся низким порогом возникновения реакции тревоги; один из основных параметров индивидуальных различий».

Тревожность, по мнению А. Л. Венгер, - личностная особенность, состоящая в особо легком возникновении состояния тревоги.

Тревожность обычно повышена при нервнопсихических и тяжелых соматических заболеваниях, а также у здоровых людей, переживающих последствия психотравмы. В целом тревожность является субъективным проявлением неблагополучия личности.

Таким образом, понятием «тревожность» психологи обозначают состояние человека, которое характеризуется повышенной склонностью к переживаниям, опасениям и беспокойству, имеющей отрицательную эмоциональную окраску предстоящих событий. Страх неизвестности и неопределенности блокирует активность и не дает возможности чувствовать себя уверенно в новых жизненных ситуациях.

Выделяют два основных вида тревожности:

Первым из них – это так называемая ситуативная тревожность, т. е. порожденная некоторой конкретной ситуацией, которая объективно вызывает беспокойство. Данное состояние может, возникает у любого человека в преддверии возможных неприятностей и жизненных осложнений. Это состояние не только является вполне нормальным, но и играет свою положительную роль. Оно выступает своеобразным мобилизирующим механизмом, позволяющим человеку серьезно и ответственно подойти к решению возникающих проблем. Ненормальным является скорее снижение ситуативной тревожности, когда человек перед лицом серьезных обстоятельств демонстрирует беспечность и безответственность, что чаще всего свидетельствует об инфантильной жизненной позиции, недостаточной сформулированности самосознания.

Другой вид – так называемая личностная тревожность. Она может рассматриваться как личностная черта, проявляющаяся в постоянной склонности к переживаниям тревоги в самых различных жизненных ситуациях, в том числе и таких, которые объективно к этому не располагают, характеризуется состоянием безотчетного страха, неопределенным ощущением угрозы, готовностью воспринять любое событие как неблагоприятное и опасное. Ребенок, подверженный такому состоянию, постоянно находится в настороженном и подавленном настроении, у него затруднены контакты с окружающим миром, который воспринимается им как пугающий и враждебный. Закрепляясь в процессе становления характера к формированию заниженной самооценки и мрачного пессимизма.

Страх - первая производная тревоги. Его преимущество - в том, что у него есть граница, а значит, и всегда остается какое-то свободное пространство вне этих границ.

Тревожные дети отличаются частыми проявлениями беспокойства и тревоги, а также большим количеством страхов, причем страхи и тревога возникают в тех ситуациях, в которых ребенку, казалось бы, ничего не грозит. Тревожные дети отличаются особой чувствительностью. Так, ребенок может тревожиться: пока он в саду, вдруг с мамой что-нибудь случится.

Тревожные дети нередко характеризуются низкой самооценкой, в связи, с чем у них возникает ожидание неблагополучия со стороны окружающих. Это характерно для тех детей, чьи родители ставят перед ними непосильные задачи, требуя этого, что дети выполнить не в состоянии, причем в случае неудачи их, как правило, наказывают, унижают («Ничего ты делать не умеешь! Ничего у тебя не получается!»).

Тревожные дети очень чувствительны к своим неудачам, остро реагируют на них, склонны отказываться от той деятельности, например рисования, в которой испытывают затруднения.

Застенчивость является одной из самых распространенных и сложных проблем. В психологии существует несколько подходов к этой проблеме. Исследователи личностных черт убеждены, что застенчивость представляет собой передаваемую по наследству индивидуальную особенность. Современный вариант теории врожденной застенчивости принадлежит Р. Кеттелу. Согласно этой теории застенчивые люди (тип Н-) рождаются с более чувствительной нервной системой, чем носители Н+. Эта повышенная чувствительность приводит к тому, что человек стремится избегать конфликтов и угрожающих ситуаций. Р. Кеттел считает, что поскольку черты Н являются врожденными, то никакие события, составляющие опыт человека, не могут их изменить. Р. Кеттел рассматривает застенчивость как биологически обусловленную черту, связанную с возбудимостью нервной системы. Он считает, что застенчивые люди отличаются особой чувствительностью и высокой возбудимостью нервной системы, которая особо уязвима для социального стресса.

Бихевиористы полагают, что человек представляет собой продукт того, чему он научился. Он усваивает те действия, которые вознаграждаются, и воздерживается от тех, которые влекут негативные последствия. Согласно этой теории, застенчивость представляет собой приобретенную реакцию страха на социальные стимулы. Она может возникать в силу следующих причин:

·         негативного опыта общения с людьми в определенных ситуациях, основанного либо на собственных прямых контактах либо на наблюдении за другими;

·         отсутствия адекватных навыков общения;

·         предчувствия неадекватности собственного поведения, и – как следствие – постоянной тревоги по поводу своих действий;

·         самоунижения из-за своей неадекватности.

Психоаналитические подходы к застенчивости оперируют сценариями столкновений внутренних сил в терминах механизмов защиты, агрессии, перегруппировки сил. Застенчивость расценивается как некоторый симптом. Она представляет собой реакцию на неудовлетворенные первичные потребности Ид. Д. Каплан рассматривает застенчивость отчасти как результат ориентации Эго на самое себя (так называемый нарциссизм).

Травмирующее влияние некоторых событий на застенчивого человека определяется перемещением «большой опасности» из той сферы жизнедеятельности, где эта опасность реально существует.

Страх, воплотившийся в симптомы застенчивости, а именно быть отвергнутым, также соотносится с некоторыми событиями, в которых он может воплотиться в более смягченной форме, нежели в связи с реальной опасностью в какой-то иной сфере жизни человека. Другие авторы акцентируют внимание на процессах психологического обособления ребенка от матери и становления ощущения собственной индивидуальности. Если такое обособление осуществляется преждевременно, то в будущем возможно формирование у человека страха перед неопределенностью жизненных ситуаций. Такого рода страх - отличительная черта глубоко застенчивых. Здесь следует отметить, что психоаналитические рассуждения о возникновении застенчивости базируются на примерах патологической застенчивости.

·         в желании спрятать лицо, закрыв его руками или опустив его книзу или в сторону;

·         в желании спрятаться целиком – провалиться сквозь землю;

·         глаза у стыдливого человека устремляются в сторону, или подвергаются беспокойному движению, чтобы избегнуть людского взгляда;

·         умолкание, доходящее до невозможности открыть уста, а также невольная сдержанность, движения совершаются тихо, бесшумно, украдкой.

К. Изард в своей монографии, посвященной эмоциям человека, среди девяти фундаментальных эмоций выделяет и подробно рассматривает стыд и застенчивость. Однако он не различает эти понятия между собой, и это создает большие сложности в правильном понимании приводимых им статистических данных и теоретических. Рассуждений. К. Изард подчеркивает, что для разных людей ситуации, вызывающие стыд, различны. Общей чертой ситуаций, вызывающих стыд, является присутствие в них возбуждения и удовольствия. При этом стыд на теоретическом уровне рассматривается как эмоция, а застенчивость — как личностная черта. Подчеркивается, что страх, вина, стыд и застенчивость играют большую роль в человеческих отношениях, в процессах социализации и развития личности.

По определению В. Н. Куницыной, застенчивость - это свойство личности, которое возникает у человека, постоянно испытывающего трудности в определенных ситуациях межличностного неформального общения; проявляется в состоянии нервно-психического напряжения и отличается разнообразными нарушениями вегетатики, психомоторики, речевой деятельности, эмоциональных, волевых, мыслительных процессов и рядом специфических изменений самосознания. Застенчивость наиболее тесно связана со стыдом - эмоцией, возникающей в ситуациях, которые продуцируют социальную тревожность, и имеющей многообразные характерные проявления. На психологическом уровне стыд может вызываться ситуацией, которая фокусирует внимание на “я” или на некотором аспекте “я”, который оказывается “несоответствующим”. Любое переживание, которое создает у человека чувство неуместного самораскрытия, может вызвать стыд. Кроме обостренного самосознания и специфических черт восприятия себя, стыд сопровождается временной неспособностью мыслить логично и эффективно, а нередко и ощущением неудачи, поражения, затрагивает сферу мыслительных процессов. Стыд обычно возникает в присутствии других людей, но может возникать и в уединении.

Застенчивость как отдельное, самостоятельное свойство личности в отечественной психологии практически не изучалась, за исключением нескольких работ. И.С. Кон определяет застенчивость как “акцентуированное самосознание, повышенную озабоченность индивида своей самостью и тем как ее воспринимают другие”. В частности, И.С. Кон уделяет большое внимание проблемам юношеского возраста. Этот период характеризуется интенсивным формированием самосознания, образа “Я” на фоне серьезных изменений психосоматических функций: возрастает интерес к своему изменяющемуся внешнему облику, внутреннему миру, повышаются тревожность и эмоциональная возбудимость. Именно в юношеском возрасте наиболее вероятно формирование застенчивости как свойства личности; основой для закрепления соответствующих поведенческих реакций могут стать характерные для этого периода некоторая неустойчивость образа “Я”, неуверенность в себе. Повышенная эмоциональная неустойчивость усиливает потребность в интимном, доверительном общении, но блокируется застенчивостью (человек не решается говорить о своих переживаниях из чувства ложного стыда или опасения, что его не так поймут). Трудности коммуникативного характера проявляются в юности особенно резко и накладывают отпечаток на последующее развитие личности.

Несмотря на различное толкование застенчивости разными авторами, можно выделить ряд общих моментов к пониманию ее природы. Это связь застенчивости с самосознанием и самоуважением, эмоциональное переживание застенчивости и возникновение трудностей в процессе общения.

Существенное значение для формирования застенчивости имеют следующие факторы:

·         порядок рождения детей в семье;

·         система воспитания в семье;

·         застенчивость родителей.

Как показывают исследования, «первые» (то есть рожденные первыми) дети более нуждаются в поддержке и имеют более низкое самоуважение, чем поздние дети.

«Вторые» дети более эффективно обучаются межличностным умениям (умениям вести переговоры, снискать расположение к себе, убеждать, находить компромисс и т. д.). У застенчивых родителей чаще бывают застенчивые дети.

Можно выделить комплекс поведенческих симптомов, характеризующих застенчивых:

·         локомоции, в которых отражается борьба двух противоположных тенденций приближения - удаления;

·         эмоциональный дискомфорт, испытываемый при общении с посторонними;

·         боязнь любых публичных выступлений;

·         избирательность в контактах с людьми.

Застенчивость следует рассматривать как процесс, как состояние и как свойство личности. Застенчивость как процесс по-разному проявляется у людей в зависимости от возраста и профессии, может усиливаться и ослабевать под влиянием личных воздействий, имеет временные характеристики и определенную интенсивность. Ее можно представить в виде континуума, на одном конце которого будут очень застенчивые люди, страдающие от невозможности быть свободными и раскованными в общении (личностная застенчивость), а на другом – незастенчивые люди (свободные в общении), чрезвычайно редко испытывающие смущение, напряжение в ситуациях публичного выступления, знакомства. Между этими полюсами находится группа ситуативно-застенчивых.

Под воздействием социальных условий, опыта общения, воспитания и самовоспитания может происходить “перестановка” компонентов этого процесса: незастенчивый, приобретая комплексы, становится застенчивым, а застенчивый, неправильно адаптировавшись, переходит в группу беззастенчивых.

Как состояние застенчивость сопровождается нарушениями вегетативной и психомоторной' сферы, речевой деятельности, эмоционально-волевых, мыслительных процессов, рядом специфических изменений самосознания, характеризующих общее состояние нервно-психической напряженности.

Как свойство личности она связана с переживанием психологического дискомфорта, стабильными трудностями в установлении контактов, пониженными адаптивностью и самоуважением и повышенной сенситивностью в контактах. Она часто входит в синдром личностных свойств, снижающих контактность (аутистичность, отчужденность, интровертированность, чувство одиночества) и успешность общения (чрезмерная сенситивность, тревожность, рефлексивность).

Застенчивость может быть временным проявлением (возрастная и ситуативная застенчивость) и постоянной личностной чертой. Возрастная (подростковая и юношеская) застенчивость возникает в период активного усвоения социального опыта, новых социальных ролей, формирования половой позиции, повышения субъективной значимости общения с представителями противоположного пола. Значительная внутренняя нестабильность периода полового созревания вместе с необходимостью активного освоения социальных ролей приводит к снижению уверенности в себе, появлению нерешительности, скованности, повышенного самоконтроля. Возрастную и ситуативную застенчивость следует рассматривать как социальную застенчивость, так как причинами ее возникновения могут быть разнообразные социальные факторы. Она поддается коррекции вплоть до полного преодоления при благоприятном стечении обстоятельств: удачный брак, профессиональный успех физическое и нервно-психическое здоровье, личностных потребностей. Личностная застенчивость обычно имеет в генезисе, как биологическую предрасположенность, так и неблагоприятные социальные влияния.

Категория застенчивых людей неоднородна. В нее входят особо застенчивые (испытывающие напряжение, неловкость, несвободу в большинстве социальных ситуаций; исключение составляют только ситуации общения с близкими, родными, друзьями или хорошо знакомыми деловыми партнерами); адаптированные застенчивые (те, кто выработал индивидуальные способы саморегуляции и снятия напряженности и во многих ситуациях, ранее вызывавших напряжение, удовлетворительно справляется с трудностями) и – по ряду признаков (замкнутость, низкое самоуважение, аутистичность) – те люди, которых правильнее отнести к категории “псевдозастенчевых”.

Как работать с тревожными и застенчивыми детьми?

·         Прежде всего, как и при работе с обычными детьми, надо «идти за ребенком», гибко подходить к построению и проведению каждого занятия.

·         Кроме того, необходимо быть последовательным, действовать поэтапно, не форсируя событий, и помнить: работа с тревожными и застенчивыми детьми - тонкое, даже деликатное дело.

·         В общении с такими детьми нужно минизировать критику, чаще поддерживать и хвалить за их, даже незначительные успехи.

·         В общении придерживаться «триады» К.Рождерса (клиент-центрированная терапия): безусловное принятие (безоценочное отношение); эмпатия и подлинность (конгруэнтность в проявлении своих чувств).

Нарушения в способности к общению у детей встречаются довольно часто. Их причины многообразны. Неблагоприятные условия воспитания и окружения, психические травмы, связанные с испугом, внезапным отрывом ребенка от семьи в связи с его помещением в больницу и тому подобные ситуации могут приводить к невротически обусловленным затруднениям в общении.

Анкета для родителей по поводу выявления тревожных черт личности ребенка.

·         Как ваш ребенок ведет себя, когда оказывается в новой для себя ситуации (посещение развивающей группы, детского сада, подготовительной группы и т.д.)?

·         Как засыпает ваш ребенок: настаивает ли на том, чтобы вы оставались с ним, пока он не уснет, просит ли, чтобы вы оставили свет и т.д.?

·         Как общается со сверстниками: легко ли вступает в контакт с незнакомыми детьми, проявляет ли инициативу в общении, или избегает новых контактов?

·         Как он взаимодействует со взрослыми: может ли сам обратиться к ним за помощью в случае необходимости, смущается, теряется при общении с новыми людьми?

·         Какие игры являются наиболее интересными для вашего ребенка?

·         Можно ли сказать, что ваш ребенок предстоящие события (контрольная работа, собеседование, экзамен и т.п.) чаще всего видит в негативном свете?

·         Как он реагирует на изменение обстановки, на новую ситуацию?

·         В какие игры предпочитает играть? Как играет: в одиночку, или любит командные игры?

·         Каковы интересы вашего ребенка?

·         Как ваш ребенок относится к своим неудачам: плачет, просит, чтобы ему посочувствовали, ищет поддержки, старается исправить свои ошибки или остается безразличным к своей неудаче?

·         Как относится к достижениям, похвале со стороны взрослых: смущается, радуется, считается, что не заслужил, или проявляет безразличие?

·         Как относится к успехам других детей: с завистью, с радостью или он как будто не замечает чужих успехов?

·         Есть ли у вашего ребенка повторяющиеся ритуалы, которые, по его мнению, могут помочь справиться с волнением?

СТРУКТУРА ОДНОГО ЗАНЯТИЯ С ТРЕВОЖНЫМИ ДЕТЬМИ

(в группе участвует 5-7 детей. Такие группы формируются после обсуждения с педагогами и родителями для оказания психологической помощи детям с проблемами общения). Комплекс, как правило, состоит из 12 – 15 занятий. Каждое занятие по продолжительности варьируется от 35 до 45 мин. в зависимости от возраста и личностных особенностей детей, входящих в группу. Программа предлагается в качестве дополнительных занятий только с согласия родителей.

ЗАНЯТИЕ 1.

Приветствие:

Дети встают в круг, и каждый ребенок здоровается с группой, называет свое имя. Группа повторяет имя с той же интонацией.

Например: Здравствуйте! Я – Миша! Группа – Здравствуй! Ты – Миша!

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное присоединение по интонации.

Упражнение для разминки «Парашют»

Дети держат над головой круглый кусок ткани (можно сделать из простыни или скатерти) Каждый ребенок держится руками за края этой ткани. Это воображаемый «парашют», который помогает нам легко приземлиться (это наша подстраховка).

Предлагается каждому ребенку представить, как с помощью такого волшебного парашюта можно справиться со всеми трудностями: сделать глубокий вдох, потом – выдох, который как бы расправит парашют. Присесть, опустить руки вместе с тканью, изображая плавное приземление.

Цель: снятие эмоционального напряжения, сплочение группы, преодоление тревожности.

Упражнения основной части занятия:

Упражнение: Что мне нравится делать больше всего?

Дети садятся в круг и по очереди рассказывают, что им нравится делать больше всего. Обсуждение любимых занятий и осознание своих преимуществ повышает самооценку и дает возможность детям чувствовать себя уверенно в различных ситуациях.

Цель: способствовать психологическому раскрепощению и повышению уверенности.

Упражнение «Художники – натуралисты»

Дети рисуют совместный рисунок на листе ватмана по теме «Следы невиданных зверей».

После совместного рисунка ведущий предлагает следующие вопросы для совместного обсуждения. (Проективная методика: рассказывая про следы невиданных зверей, ребенок проговаривает свои страхи, опасения)

1.      Что вы чувствуете, глядя на этот совместный рисунок?

2.      Что вы хотели бы изменить в этом рисунке? (предложить внести эти изменения)

3.      Что это за «невиданные» звери, можно ли с ними подружиться? Что нравится делать этим зверям?

4.      Какие повадки у этих «невиданных» зверей?

5.      Что нужно учитывать, чтобы лучше понимать их? Как можно изучать этих зверей.

Цель: прорисовать страхи (невиданные звери как олицетворение неизвестности, которая больше всего настораживает тревожных детей)

Завершение занятия:

Дети встают в круг, и каждый ребенок благодарит других участников:

Например,

- Спасибо! С твоей помощью я сегодня легко приземлился на воображаемом парашюте!

Или:

- Спасибо! С твоей помощью я смог нарисовать страшные следы, а теперь я их больше не боюсь!

(Конечно, для того, чтобы дети смогли формулировать свою благодарность важно, чтобы ведущий группы обратил внимание на значимые моменты для каждого ребенка и дал некоторые подсказки).

На последующих занятиях можно включать в основную часть и другие упражнения.

В авторской программе для родителей, психологов и педагогов «Школа разумного родительства» рассматриваются различные вопросы воспитания и предлагаются способы развития родительских компетенций и методы эффективного общения с ребенком.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми — СПб.: Речь, 2006

  1. Бретт Дорис Жила-была девочка, похожая на тебя…Психотерапевтические истории для детей. М., «Класс» 1996
  2. Воронова А.А. Арт-терапия для детей и их родителей. Ростов-на-Дону, «Феникс», 2013
  3. Воронова А.А. Арт-терапия для дошкольников. М., ТЦ СФЕРА, 2018
  4. Воронова А.А. Применение ресурсных образов и песочной терапии в практике психолога, М., АППК, 2015
  5. Воронова А.А. Песочная терапия в работе педагога, М. ТЦ СФЕРА, 2019
  6. Воронова А.А. Школа разумного родительства, М., ТЦ СФЕРА, 2020
  7. Драпкин Б.З. Терапия материнской любовью. – М., ДеЛи принт, 2004
  8. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. – С-Пб., «Изд-во Союз», 2010
  9. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. – С-Пб, «Речь», 2012
  10. Корчак Я. Как любить ребенка. – М., Изд-во «Книга», 1980
  11. Маховская О., Василькина Ю. Думай       как ребенок, поступай как взрослый. Как научится понимать своего ребенка. – М.,ЭКСМО, 2011
  12. Овчарова Р.В. Родительство как психологический феномен: учеб.пособие. - М., 2006.
  13. Прихожан А.М. Психология тревожности (дошкольный и школьный возраст). - С-Пб, Питер, 2009
  14. Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. – М., Изд. МГУ, 2015

16. Филиппова Г.Г. Психология материнства: учебное пособие. - М., 2002

  1. Шишкова С.Ю. Создайте счастливый сценарий своей жизни. Театротерапия. Тесты и упражнения для детей и взрослых. – М., Изд-во АСТ, 2018
  2. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999

 

 


Вернуться к списку