Специфика Арт-терапевтической диагностики

Мы бережно относимся к каждому клиенту, поэтому в нашем центре действует гибкая система скидок при исключительно индивидуальном подходе.


Специфика Арт-терапевтической диагностики

     В связи с возросшей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики, к которым относят арт-терапию, в настоящее время ста­ли широко использоваться во многих об­ластях психологической практики, как в нашей стране, так и за рубежом. При этом они, остаются одной из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики в силу сложности создания проективных тестов и их адаптации, апробирования и применения, а так же обучения квалифицированных специалистов для работы с ними.

      О важности места, которое проективные методики занимают в современной психодиагностике, свидетельствуют регулярно проводимые в течение многих лет международные конгрессы, созданные во многих странах специализированные научные институты и общества, публикуемые периодические издания.

     Весь спектр проективных методов и методик, арт-терапевтических в том числе, основан на анализе продуктов воображения и фанта­зии человека, направлен на раскрытие внутреннего мира личности, мира ее субъективных переживаний, мыслей, установок и ожиданий.

     Понятие проекции (от лат. projectio - выбрасывание, бросание вперёд) впервые использовал З. Фрейд для описания процесса и результата постижения и порождения значений, заключающихся в осознанном или бессознательном перенесении субъектом собственных свойств и состояний на внешние объекты. Проективный метод исследования личности основан на выявлении таких проекций по результатам эксперимента с последующим их анализом. Интерпретация этого понятия в психоанализе прочно связала его с защитным механизмом "Я". Проекция (наряду с вытеснением, рационализацией, сублимацией и др.) рассматривалась в качестве одного из защитных механизмов. З. Фрейд в своей работе "Тотем и табу" пишет о том, что "враждебность, о которой ничего не знаешь и также впредь не хочешь знать, переноситься из внутреннего восприятия во внешний мир и при этом отнимается от самого себя и приписываться другим". [7]   

     Термин «проекция» для обозначения особой группы психологических методов принадлежит Л. Франку, который выделил ряд общих признаков у некоторых известных к тому времени и весьма заметно отличающихся друг от друга техник оценки личности. [6]   

     Проективные методы проявляют личные потребности исследуемого, его особенное восприятие, его интерпретации и многие характерологические черты и особеннос­ти. Проекция обнаруживается при использовании вербальных и рису­ночных методов. К последним относят словесные ассоциации, незаконченные предло­жения, картинки и пятна, собственные рисунки испытуемого на свободную или заданную тему, составление мандал и прочее.

     Понимание проекции, как наделение собственными потребностями и чувствами других людей, и, следовательно, понимание мотивов их поступков, основывается как на экспериментальных исследованиях, так и на многовековых донаучных наблюдениях. Поэтому некоторыми психологами считается в качестве единственного обоснованного.

     Основной особенностью всех проективных методик является неоднозначность и слабо структурированность используемых стимулов. При этом, предлагаемый испытуемому стимул (рисунок, цвет, пятно, вербальная информация и прочее), несмотря на неопределённость, носит вполне объективный характер, а сделанные на их основе выводы подтверждаются другими независимыми исследованиями и методами. Тем не менее, интепритация полученных результатов должна производиться на основе знания личности испытуемого, её углублённого психологического изучения, в том числе, с применением других методов психодиагностики.

     Особенности социальных обстоятельств развития, семейной ситуации, эмоциональное и физическое самочувствие, а также другие факторы влияют на построение художественного образа, композицию, использование пространства, цвета, символики, характер движений. Даже каракули обладают высоким диагностическим потенциалом и расцениваются как индикатор самопознания и социальной зрелости личности, которая передается структурой каракулей (Э. Ульман, Ф. Кейн, М. Бетенски). Рисуя линии, люди не задумываются об их свойствах или сущностях, создавая не образ или картинку, а выражая свои эмоции и чувства. [4]   

     Диагностика, основанная на анализе изобразительной деятельности, применима при обследовании различных возрастных групп. Особенно данный метод работы эффективен в работе с детьми при работе с такими эмоциональными проявлениями личности, как застенчивость, молчаливость, скромность, заторможенность; агрессивность, жестокость, чрезмерной подвижность; упрямство, своенравие и др.

     Для диагностической интерпретации полученного изображения используются стандартные шкалы формальных элементов: производится структурное (или формально-структурное) расчленение рисунка, качественный и количественный анализ характерных деталей, интерпретация с целью выяснения индивидуально-личностных характеристик автора графического изображения. Особое внимание уделяется линии, форме, цвету в их взаимосвязанной динамике, отслеживаются особенности оформления, композиции и перспективы, пропорции, характер штриха, освещения (Р.Б. Хайкин и др.); формально-стилевые особенности изображения (М.Е. Бурно и др.), учитывается частота встречаемости определенных параметров и т.д. [4] 

     При этом каждый рисунок и созданная композиция является строго индивидуальным продуктом, что естественным образом создает некоторую трудность в объективной интерпретации рисунка в каждом проективном тесте. Это отражается в большом разнообразии подчас противоречивых интерпретаций одних и тех же признаков рисунка, предложенных различными авторами. В их числе классические работы: «Рисунок человека» (тесты Ф. Гудинаф, Д. Харриса), «Дерево» (К. Кох), «Дом — дерево — человек» (Д. Бук); «Рисунок семьи» (авторы тестов: В. Вульф; В. Хьюлс; Р.К. Бернс, С.К. Кауфман) и другие. [5] Поэтому результаты количественной обработки графических характеристик по вышепреведенным методикам необходимо расценивать исключительно как предварительные, требующие дополнительной верификации путем сопоставления с данными исследования личности другими, в том числе и стандартизированными, методами, методиками и тестами.

     В нашем исследовании участвовало более 50 человек. Мужчины и женщины в возрасте от 16 до 50 лет, по роду деятельности: школьники и студенты, взрослые люди, работающие в сфере дизайна, строительства, сервиса, маркетинга и др. Для демонстрации мы выбрали работы 4 участников с наиболее ярко-выраженными характеристиками. Двое из них выполнили тест «Несуществующее животное», двое участников выбрали круговую мандалу и раскрасили ее.

     Тест  "Несуществующее животное". Эта проективная методика исследования личности предложена отечественным психологом М. З. Дукаревич. Процедура обследования не стандартизована (используется бумага разных форматов, разного фона, в одном случае рисунок выполняется мягким простым карандашом, в другом - цветными карандашами и т.д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Задание испытуемому - придумать и нарисовать несуществующее животное, которого нет в сказках, фильмах, мультфильмах и т.д. Важно отвлечься от ассоциаций, связанных с модой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета только исходя из своего личного отношения. После окончания работы испытуемому предлагается дать животному ранее не существовавшее имя. Затем проводится опрос по разработанному плану. Особым способом интерпретации может быть порядок, в котором выполняется рисунок. Поскольку выбор цвета, формы, размера и прочее основан на бессознательных процессах, он указывает на то, каков человек на самом деле, а не на то, каким он себя представляет или каким бы он хотел быть, как это часто случается при использовании опросных методов. [3]

     Рисунок участника №1 (рис.1) можно интерпретировать следующим образом: много лап у существа говорит о том, что человек, скорее всего, любит делать много дел сразу, хочет быть повсюду, не ограничивать себя ни в чем. Присутствуют страхи. Ярко выделены глаза. Скорее всего, это достаточно агрессивная личность или находящаяся в агрессивной среде, так как видим у животного открытый рот с зубами. Проявляется двойственность натуры испытуемого, так как на рисунке видим два лица. Скорее всего, человеку присущ эгоцентризм (не принимает чужого мнения). Большие уши могут говорить о том, что автор данного рисунка любит слушать мнение окружающих о себе. Рисунок нарисован выше середины листа, что говорит о том, что человек стремиться стать лучше. Судя по ответам на заданные вопросы, человек семейный и не любит одиночества.

     Рисунок участника №2 (рис.2) При знакомстве с данным рисунком возникает чувство ужаса. От животного веет агрессивностью. Можно предположить, что у данного человека может быть синдром шизофрении. В дальнейшем после беседы, выясняется, что на самом деле у данного участника тестирования диагностирована шизофрения. Проанализировав этот рисунок, можно сказать, что автору, скорее всего, присущ эгоцентризм, имеются страхи. Агрессия, направленная на людей старше себя по званию и возрасту. Человек склонен к одиночеству.

     Двум другим участникам был предложен краткий вариант рисуночного теста «Мандала». Нужно было выбрать уже готовый рисунок мандалы и раскрасить цветными карандашами так, как хочется.

     Создание мандал (в различных техниках) или даже просто раскрашивание уже готовых трафаретов относится к группе игр и упражнений, которые можно отнести к так называемым медитативным. Целью этих игр и упражнений является снятие психического напряжения, развитие способности к сосредоточению и расслаблению, стимуляция к самопознанию. Важно отметить, что создание арт-терапевтических мандал происходит без погружения в мистические глубины восточных учений, как это происходит при создании мандал в восточных практиках. Очутившись в пространстве медитативной игры, действительно можно высвободить свои внутренние силы, открыть внутренние возможности, получить мощный ресурс для познания себя и окружающего мира. Партнером, диагностирующим и одновременно корректирующим инструментом в медитативных играх, становится сама мандала – узор, вырастающий из многообразия или многообразие создающее узор. [2]

     Участница №3 (рис.3) долго не могла справиться с усталостью, не хотела дорисовывать мандалу, что может говорить о незаконченных делах и подсознательном в этой связи напряжении. Листья и цветок - символ женственности. Вероятно, испытуемая жадно требует общения, не любит одиночество. Выбранный рисунок мандалы, ее цветовая гамма и характер исполнения задания говорят о глубоких изменения «я» человека, внутренних переживаниях. Личность диагностируется как достаточно взрослая и хорошо функционирующая в социуме. Человечки, нарисованные на мандале, говорят об общительности автора. Симметрия выбранного рисунка говорит о достаточном покое и равновесии. Возможна некритически завышенная самооценка и проблемы в общении с мужчинами. Выбранный фиолетовый цвет может показывать внешнюю привязанность к матери. Зеленый цвет может сигнализировать о наличии гиперопеки, что требует более детального выяснения с помощью других методик в работе с данным участником.

    Выбор и определенное цветовое заполнение мандалы четвертым участником (рис.4) говорит предположительно об агрессии, направленной на самого себя (аутоагрессия). Такому человеку легче мучить себя, чем других. Долгое время участник не хотела дорисовывать свою мандалу, что, как и в предыдущем случае, может говорить о недоделанных делах и подсознательном напряжении связанном с этим фактом. Анализируя цветовую гамму этой мандалы, можно предположить о наличии конфликтов с матерью (синий цвет). Оранжевый цвет может быть связан с конфликтами с противоположным полом. Фиолетовый цвет может символизировать привязанность к матери. Розовый цвет в сочетании с черным, скорее всего, показывает болезненность человека. Желтый цвет, как правило, является символом добра и света, а красный - страсти и агрессии. Наличие такой широкой палитры в данной мандале, конечно же требует более детального изучения особенностей личности данного человека с помощью других перекрестных методик.

     Итак, мир бессознательного раскрывается перед нами на обычном листке бумаги. Повторим вслед за П. Брутше, что интерпретация рисунка — это и таинственная игра, и научная работа. [4]  Следовательно, необходимо осмыслить феноменологию, исследовательские ресурсы и ограничения проективных графических методов диагностики.

     Специфика арт-терапевтической диагностики — в ее гуманности по отношению к человеку. Диагностический и терапевтический, коррекционный процессы протекают одновременно посредством спонтанного творчества. Поэтому арт-терапевтическая диагностика невозможна в отсутствие специалиста. Важно, что вместо независимой интерпретации формальных признаков рисунка психолог опирается на систему значений и ассоциаций самого автора в данный момент времени. При этом используются различные речевые стратегии и вербальные приемы, отслеживается мимика, жесты, динамика тела и эмоциональных реакций человека. Это позволяет установить более глубокие эмоциональные, доверительные коммуникативные контакты между психологом и испытуемым. Так любой человек непроизвольно показываем свое духовное состояние на данный момент времени, мир вокруг него и внутри. Легко слукавить при обычном традиционном тестировании и почти невозможно врать там, где человек дает волю своему воображению.

     В связи с возрастающей потребностью в прикладных психологических исследованиях личности проективные методики все более широко стали использоваться во многих областях психологической практики. С их помощью не только получают какие-либо знания о личности. Нередко они служат рабочим инструментом для проверки тех или иных теоретических положений. [8] При этом проективные методы исследования личности, вероятно, — одна из наиболее сложных и противоречивых областей психологической психодиагностики.

      

1                           2                             3                               4

Литература

1.     Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: Иллюстрированное руководство. – М.: Изд-во «ВЛАДОС - ПРЕСС», 2005. – 160 с.

2.     Диагностика в арт-терапии. Метод «Мандала» / Под ред. А.И. Копытина. — СПб.: Речь, 2002. – 141 с.

3.     Жуковский И. Тест «Несуществующее животное» // Школьный психолог. — 2000. — № 26.

4.     Лебедева Л.Д., Никонорова Ю.В., Тараканова Н.А. Энциплопедия признаков и интерпретаций в проективном рисовании и арт-терапии. – СПб.: Речь, 2006. – 336 с.

5.     Прошанский Г.М. Классификация проективных методов//Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО - Пресс, 2000. – С.99 – 105.

6.     Франк Л.К. Проективные методы изучения личности// Проективная психология. – М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. – С.69–85.

7.     Фрейд З. Собрание сочинений в 26 томах. Том 1. Исследования истерии. – СПб.: Восточно-Европейский институт психоанализа, 2005. – 464 с.

8.     Чуева М.Ю. Психосоматика: актуальные задачи диагностики психосоматических заболеваний // Педагогика и психология: тенденции и перспективы развития / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции (10 октября 2015г.). № 2. г. Волгоград: ИЦРОН, 2015. — 263 с. (С. 220-227)

Вернуться к списку