Сравнительный анализ структурных компонентов личности старшеклассников

Мы бережно относимся к каждому клиенту, поэтому в нашем центре действует гибкая система скидок при исключительно индивидуальном подходе.


Сравнительный анализ структурных компонентов личности старшеклассников

Тимошенко Надежда Васильевна

Каждый человек несёт в себе только ему присущие индивидуальные характеристики, которые до конца понять и изучить не всегда представляется возможным. Психологическая структура личности, в целом, очень сложна и многогранна.

Что касается личности подростка, то это ещё более сложная «конструкция» человека, т.к. юный человек живёт как по общим, научно обоснованным канонам возрастной психологии, так и по своим собственным, порой не логичным и не понятным законам индивидуального развития.

Личность подрастающего человека формируется не в вакууме, не сама по себе, а в окружающей его среде это семья, школьный класс, неформальные группы общения. Трудности развития и поведения подростков могут быть обусловлены особенностями той или иной семьи.

Психология подростка – это отдельная тема, которая включает возрастные особенности развития, детерминанты формирования характера, поведения и различных отклонений, а также сфер личности в ранней юности.

Но проблема изучения личности подростка, всесторонняя диагностика помогает выявить, понять и своевременно принять коррекционные мероприятия по нивелированию негативных как личностных, так и поведенческих отклонений. Это не проблема понимания необходимой квалифицированной диагностики, а проблема профессионального подхода к применению адекватных диагностических процедур. По данному вопросу и по сегодняшний день ведутся разнообразные дискуссии как среди педагогов-психологов, так и среди клинических и социальных психологов. Каждый подход имеет своё обоснование и специфические особенности.

В России изучение личности активно началось в начале XX в., но экспериментальная база была заложена в последней четверти XIX в. Каждый из исследователей старался найти нечто важное и особенное, которое помогло бы понять человека, его особенности и возможности. [1] Как отмечал С.Л. Рубинштейн: «Вся психология человека... является психологией личности». [4]  Так, получившая широкое распространение «карта личности» включает способности, черты характера, темперамент, особенности всех психических процессов, социальную и профессиональную направленность и даже прошлый опыт и уровень культуры.

Но для того, чтобы исследовать личность, необходимо понять из каких структурных компонентов она состоит.

Известный отечественный учёный психолог А.Н. Леонтьев в своей работе «Деятельность. Сознание. Личность.» писал: «Познавательная, эмоционально-волевая деятельность личности, ее потребности, интересы, идеалы и убеждения, самосознание и т.п.- составные компоненты духовной жизни личности. Они находятся в сложном взаимодействии и в своем единстве представляют собой ее «Я», руководящее внутренней жизнью и проявлениями ее в деятельности и отношениях с другими. [2]

В отечественной психологии существует ряд попыток представить структуру личности (А.Г. Ковалёв, В.С. Мерлин, К.К. Платонов, В.А. Крутецкий, А.И. Щербаков). Психологическая структура личности включает следующие структурные компоненты:

1) направленность личности: потребности, мотивы, убеждения, идеалы, интересы, привычки, мировоззрение, установки, темперамент, характер;

2) индивидуально-типологические особенности: темперамент, характер;

3) возможности личности: способности, знания, умения и навыки;

4) психические процессы: познавательные, эмоционально-волевые;

5) система саморегуляции [3]. Наиболее обоснованную и развёрнутую структуру личности предложил К.К. Платонов. На основе критерия соотношения социального и биологического в качествах личности в её структуре выделены четыре иерархически соотносящиеся подструктуры: направленность личности; опыт; индивидуальные особенности психических процессов; биопсихические свойства. [3]

Таким образом, рассмотрев различные подходы к данной проблеме, мы видим, что структура личности может включать в себя следующие компоненты: когнитивный; эмоциональный; поведенческий; ценностно-смысловой; мотивационно-потребностный.

Данный подход мы можем применить и для изучения личности подростка, учитывая возрастные особенности и возрастную норму.

Таким образом, научная психодиагностика невозможна вне системно-структурного анализа психических свойств личности. Только высококвалифицированные профессиональные психологи могут получать научно достоверные результаты психодиагностических исследований. Их деятельность подчиняется строгим этическим требованиям и стандартам. Лица, занимающиеся психодиагностикой, должны иметь на это право — обладать лицензиями. Используемые ими методики должны соответствовать необходимым профессиональным стандартам. [5]

Всем психологам хорошо известны методики MMPI, Кеттелла, Личко (патохарактерологический опростник), А.Н. Орёл (методика СОП - склонность к отклоняющемуся поведении), тест Г. Айзенка и др. Также имеется большое количество тестов и методик, выявляющих профессиональную направленность личности: например, методика Климова (Дифференциально-диагностический опросник – ДДО), методика Холланда и др. [1].

Как правило, они основаны на методе теста или опросника и требуют обязательных ответов на поставленные вопросы.

Необходимо отметить, что психологическая наука на сегодняшний день наряду с традиционными методам использует различные вариативные методы диагностики человека, дающие полную информацию о структурных компонентах личности. Одним из таких методов диагностики является Психофизиологическая диагностика, которая проводится с помощью программного комплекса «Кристалл», (А.Н.Стрельников и др.), который применялся в данном исследовании. [5]

Экспресс-диагностика разработана на основе методики электропунктурного исследования и предназначена для определения физического и психического состояния человека, в том числе, и изучение других параметров личности, а именно:

- выявить психотип личности (экстраверсия-интроверсия – по Юнгу);

- определить коэффициент интеллектуальной и творческой активности: IQ,

Коэффициент творчества; коэффициент развития способностей;

- оценить функциональное состояние всех основных систем организма и выявить возможные причины психоэмоционального характера при патологических отклонениях;

- определить биологический возраст организма и его отдельных систем, а также скорость возрастных изменений;

- причины нервно-психического напряжения и возможности их исправления;

- склонность к стрессу, агрессии, аффектам, депрессии и др.

Ещё один аспект данного вида диагностики - это не только констатация факта функционального нарушения, но и объяснение причин, сформировавших данное отклонение. Интересна данная диагностика с позиции психосоматической медицины.

Кроме того, в рамках профессиональной диагностики данная методика позволяет выявить:

- степень раскрытия мышления, эмоций, воли.

- потенциально сильные стороны личности, способности, склонности, интересы личности;

- рекомендуемые виды деятельности и профессии, а также благоприятны факторы профессионального роста.

Таким образом, при помощи данной диагностики мы можем исследовать такие структурные компоненты личности, как:

- когнитивная сфера (познавательные способности, интеллектуальная и творческая активность, мышление);

- эмоционально-волевая сфера (наличие депрессивных и аффективных состояний, наличие тревожности, стрессоустойчивость, наличие волевого компонента и др.);

- поведенческая сфера (наличие агрессивных тенденций), а также

- мотивационно-потребностный компонент и профессиональную направленность личности.

В проведённом сравнительном анализе структурных компонентов личности принимало участие равное количество российских подростков г. Москвы и русскоязычных немецких старшеклассников г. Берлина. Возраст выборки составил от 14 до 16 лет. Все участники приняли участие в диагностическом исследовании добровольно, с согласия обоих или одного из родителей. Общее количество немецких и российских старшеклассников составило 22 человека, из которых 8 девушек и 14 юношей.

В связи с немногочисленной выборкой в данном исследовании, в перспективе можно его продолжить с большим количеством подростков, учитывая также ещё и гендерную принадлежность испытуемых. Последний критерий вызывает ряд спорных моментов, т.к. западная идеология нивелирует гендерные различия, при котором и девочки, и мальчики в праве самостоятельно относить себя к любому полу. В нашей ментальности и признанной системе воспитания нет места трансформации половой принадлежности детей.

В связи с этим, данное исследование в большей степени направлено не на гендерные различия, а на различие структурных компонентов, включая когнитивную, эмоциональную и поведенческую сферы личности подростков, а также профессиональную направленность старшеклассников.

Принимая во внимание различные социальные, культуральные, политические и религиозные критерии, установленной в обществе нормы, а также материальные и экономические условия жизни подростков, можно выявить тенденцию и перспективы формирования личности в целом. Бесспорно, данные детерминанты влияют на структурные компоненты личности старшеклассников.

По результатам экспресс-диагностики получились следующие результаты.

По когнитивной сферы подростков уровень мышления по данной выборке у немецких школьников незначительно выше. Уровень интеллектуальной активности также выше, а по уровню творческой активности нет значимых различий. То есть, как и немецкие, так и российские школьники мотивированы на творческий процесс одинаково, а вот мотивация к обучению у немецких старшеклассников выше, чем у российских учащихся.

Эмоционально волевая сфера также имеет свои отличия по категории «воля». Наши соотечественники имеют более высокие показатели, то есть у них более развит волевой компонент.

Эмоции распределились также не однозначно.

Уровень агрессии выше у российских юношей. А вот среди девушек, как и у наших, так и у немецких школьников превалируют    депрессивные и тревожные состояния. Кроме того, у российских юношей также выражена повышенная тревожность и уровень стресса.

Очевидно, уровень, образ жизни и социум являются в большей степени стрессогенными факторами у российских старшеклассников, чем у немецких школьников, что и обусловлено данными показателями.

Наблюдается парадоксальная ситуация среди российских подростков: «запрещено, значит, разрешено!»

Данная позиция в большей степени приводит к девиантному, т.е. отклоняющемуся от общепринятой нормы поведению наших юношей и девушек.

Это подтверждается и по показателям поведенческой сферы, в которой выявлено больше агрессивных тенденций у российских школьников, чем у немецких старшеклассников, в том числе и у девушек.

Что касается мотивационно-потребностной сферы и профессиональной направленности личности, то здесь нет особых отличий. Можно ответить, что как и российские, так и немецкие девушки больше направлены на социально-гуманитарную сферу и выбору таких профессий, как: педагог, медицинский работник, социальный работник, искусствовед и др. Среди российских юношей превалирует в большей степени практическая и управленческая деятельность, представленная профессиями технолога, инженера, менеджера, управленца и др. Что касается немецких юношей, то наряду с выбором практической деятельности, они также склонны и выбору творческих профессий: артиста, музыканта, преподавателя и др.

Необходимо отметить, что многие немецкие и российские школьники находятся в зоне нестабильности своей позиции. Это обусловлено самим пубертатным возрастом, который характеризуется психофизиологическими особенностями и внутриличностными противоречиями подростка.

В целом, можно сделать вывод, что российские и немецкие старшеклассники имеют свои отличительные особенности, обусловленные средой развития и воспитания. Однако сам возраст и его специфика не делают кардинальную разницу между подростками.

Подросток – это взрослеющая личность со своим характером, своим внутренним миром и своим пониманием этого мира. Важным фактором, обуславливающее характерологические особенности, является среда, которая его окружает. Если подростка не считают за взрослого, он начинает вести себя как ребёнок и формируется незрелая, т.е. инфантильная личность. Поэтому важно своевременно выявлять какие-либо нарушения или отклонения, а также понимать специфику взросления ребёнка. Всестороння диагностика, направленная на изучение различных сторон индивида, поможет как предотвратить негативные проявления, так и помочь гармонизации развития формирующейся личности.

Так, по результатам проведённой данной экспресс-диагностики, возможно оптимизировать комплекс консультационных и коррекционных мер психолого-педагогической направленности на основе объективных данных.

Полученные результаты можно использовать как для самостоятельной коррекции, в качестве объективного источника информации, так и для дальнейшей работы с профессиональным психологом, психотерапевтом.

Кроме того, данная диагностика может быть применима для большей выборки с целью изучения различных структурных компонентов личности, её психофизиологических и характерологических особенностей.

Литература

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика. - СПб.: Питер, 2006.

2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: Политиздат, 1975.

3. Максименко С.Д. Общая психология. - М.: «Рефл-бук», 2001.

4. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. В 2 т. - М.: Педагогика, 1989. - Т.2.

5. Черникова Н.В. Изучение личности в психологии: традиции и инновации. Наука, религия и искусство в психологическом познании человека. Сб. материалов Сергиево-Посадской сессии научной школы профессора Агапова В.С. /Под ред. В.С. Агапова, Д.П. Сидоренко, Н.Н Шенцовой. – Сергиев Посад: Изд – Макеев Игорь Вячеславович, 2014.

Вернуться к списку