Техника индивидуального коучинга в формативном оценивании квалификации педагогов

Мы бережно относимся к каждому клиенту, поэтому в нашем центре действует гибкая система скидок при исключительно индивидуальном подходе.

Техника индивидуального коучинга в формативном оценивании квалификации педагогов

ONE COACHING TECHNIQUE USED IN FORMATIVE ASSESSMENT ON COURSES OF IMPROVEMENT OF QUALIFICATION OF TEACHERS
Шишкова Светлана Юлиановна, кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии профессионального образования ФГБОУ ВО «МГУТУ им. К.Г.Разумовского (ПКУ)», г. Москва, Россия
Shishkova Svetlana Yulianovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Chair of Pedagogy and Psychology of Vocational Education. K.G. Razumovsky (PKU), Moscow, Russia
АННОТАЦИЯ: основное внимание в статье уделено технике индивидуального коучинга, который применяется в формативном оценивании, раскрыты его цели и основные компоненты. Статья позволяет расширить диапазон применяемого инструментария формативного оценивания на курсах повышения квалификации педагогов.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: формативное оценивание; коуч; коучинг; коучинг - консультирование; техника индивидуального коучинга; принципы коучинга.

Современная система педагогического образования предполагает подготовку высококвалифицированных учителей, которые смогут заложить основы новой педагогической практики, реализовать новую концепцию среднего образования в школе третьего тысячелетия.

В настоящее время учитель стремится выполнять важную роль в выполнении намеченных задач по совершенствованию казахстанской модели образования на основе дальнейшей демократизации и участия общества в управлении образованием.

В работе по совершенствованию педагогического мастерства важная роль отводится определению уровня развития профессиональной деятельности, зон ее ближайшего развития. Новые ожидания общества, связанные с самореализацией личности, обуславливают необходимость создания эффективного диагностического механизма, позволяющего выявить конкретные резервы в деятельности педагога, перспективы его профессионального роста, потребности в профессиональном совершенствовании.

Основные принципы образовательной политики сводятся к тому, что стратегическим ориентиром сферы образования должна быть идея формирования новой генерации людей с инновационным творческим типом

мышления, с развитой мировоззренческой культурой, высококвалифицированных профессионалов с этически ответственным отношением к миру.

С точки зрения профессиональной подготовки, ее следует понимать, как необходимость подготовки будущего специалиста, у которого есть возможность использовать полученные знания как для решения стандартных, так и нестандартных профессиональных задач. Система профессионально- педагогических знаний, умений и навыков является важнейшим компонентом педагогического образования.

В современном мире большое внимание уделяется повышению эффективности обучения, установления условий, способствующих достижению необходимого уровня. И здесь одним из факторов является формативное оценивание.

Формативное оценивание – это новый подход к оцениванию, который направлен не только на констатацию итоговых результатов, но и на обратную связь с субьектом с целью помочь скорректировать свою работу, устранить возможные пробелы и недочеты до проведения констатирующего (суммативного) оценивания.

Формативное (формирующее) оценивание еще называют оцениванием для улучшения обучения, оно дает возможность отслеживать процесс продвижения к целям учения, помогает корректировать учебный процесс на ранних этапах, осознать большую степень ответственности за свое образование. Этот тип оценивания направлен на реализацию личностно-центрированного принципа преподавания.

Впервые о том, как оценивание повышает эффективность обучения и каким оно, должно быть, было раскрыто в 1999 году группой реформы оценивания (Assessment Reform Group), работа которой опиралась на труды П.Блэка и Д.Уильяма. Ими было отмечено, что улучшение обучения зависит от пяти ключевых условий:

1. Эффективной обратной связи от учителя к ученикам.
2. Активного включения учеников в процесс собственного учения.
3. Учета в преподавании результатов, полученных при оценивании.
4. Понимание того, как от оценивания зависит мотивация и самооценка учеников.
5. Способности учеников к самооцениванию.

Применение методов формативного оценивания становится одним из важнейших критериев системы оценки работы педагога, их использование способствует выработке у обучаемых навыков самостоятельной работы, работы в группе, интереса к учебе, взаимопомощи, коллективизма.

Оценивание следует рассматривать как инструмент эффективного повышения качества преподавания и обучения, где каждый участник должен осознавать важность взаимодействия в ходе данного процесса, для того чтобы выявить динамику профессионального роста, определить трудности, с которыми сталкивается педагог.

В научно-методической литературе существуют разные виды классификации форм, методов и приемов формативного оценивания.

Один из них - индивидуальный коучинг. Термин «коучинг» (англ «coaching») был введен английским бизнесменом и консультантом Д.Уитмором и переводится как «наставлять, подготавливать, тренировать».

Коучинг - метод консалтинга и тренинга, в процессе которого человек, называющийся «коуч», помогает обучающемуся достичь некой жизненной или профессиональной цели. Метод эффективен только для решения определенного круга задач или возникших проблем. Можно рассматривать коучинг также и как средство для совершенствования процесса планирования, обучения и оценивания.

Таким образом:

- коуч направлен на обучение тому, как справляться с возникающими проблемами без посторонней помощи, увидеть альтернативные варианты решения своих проблем, посмотреть на них с другой стороны;

- коучинг - это средство, научившись владеть которым, вы без труда можете двигаться в любом направлении - это как если бы вы сели за руль «jeep compass» для того, чтобы почувствовать хорошую скорость и простоту управления.

Человек обращается к помощи коуча и коучингу. В отличие от менторства, коучинг сфокусирован на достижении чётко определённых целей вместо  общего развития. 

Такое определение дано Renton Jane, в книге «Coaching and Mentoring: What They Are and How to Make the Most of Them» . — New York: Bloomberg Press, 2009), для того, чтобы жить лучше - избавиться от проблем и достичь большей самореализации, большего баланса или чего-то еще, что необходимо для осуществления своих жизненных желаний. При помощи коуча человек сам становится источником своих решений. Коучинг не предлагает решений и не говорит, что делать - это главное отличие коучинга. Индивидуальный коучинг (коучинг - консультирование) нужно человеку, стремящемуся достичь больших успехов в профессиональной деятельности, но сталкивающемуся с проблемами, с которыми он не может справиться самостоятельно.

Основные принципы коучинга предложил Томас Дж. Леонард:

- каждый человек, обратившийся к коучу – здоров и в полном порядке;

- потенциал человека не имеет границ. У каждого человека достаточно ресурсов для достижения своих истинных целей, и никто, кроме него, не сможет решить его задачу наилучшим образом;

- человек знает о себе и своей текущей ситуации, в которой он оказался, гораздо больше, чем коуч;

- каждый человек поступает наилучшим образом, исходя из известных ему альтернатив, т.е. он выбирает наилучшую из известных ему моделей поведения, применимых в конкретном случае;

- люди не нуждаются в критике, чтобы совершенствовать свою жизнь.

Существует несколько основных видов коучинга, они рассматриваются в изданиях Дж. К. Смара («Коучинг»), Д.Уитморома («Новый стиль менеджмента и управления персоналом»), С.Троп, Дж. Клиффорд («Коучинг в обучении. Руководство для тренера и менеджера»), Э. Парслоу, М.Рэй («Коучинг в обучении. Практические методы и техники коучинг»):

1. Индивидуальный коучинг. Основан на работе с персональным тренером.

При этом охватывается самый широкий спектр направлений, от личного роста в бизнесе до гармонизации отношений с окружающим миром и самим собой.

2. Специализированный коучинг. По своему пониманию он находится рядом с индивидуальным, но имеет конкретную направленность либо в каком- то аспекте жизни, как, например, достижение карьерного роста, работа со стрессовыми ситуациями и т.д. - либо в конкретном направлении деятельности: банковская структура, маркетинг, управленческий аппарат. Так существует коучинг для высшего звена менеджмента. Он также близок к индивидуальному, но подразумевает работу менеджерского состава предприятия в коуч-сессиях или семинарах по повышению профессионального уровня, разработке бизнес-планов, оценке достигнутых результатов.

3. Командный или бизнес коучинг направлен на создание внутренних коммуникаций на предприятиях и фирмах. Любой бизнес чаще всего – это командная деятельность. Когда команда сплочена и настроена на достижение одного результата, ее эффективность намного выше. Научиться работать в команде, достигать поставленные цели, исключить конфликтные ситуации, создать рабочую и психологически комфортную ситуацию в коллективе - это основные цели командного коучинга.

Следует помнить о важном моменте, который часто не учитывается, когда речь идет о коучинге: коуч не обучает, а стимулирует интерес и желание обучаться, он раскрывает потенциал человека.

В этой связи имеет смысл включить этот метод в программы повышения квалификации учителей школ, что позволяет им понять принципы и философию коучинга, возможности и особенности использования его в учебном процессе, а главное, освоить основные принципы коуча и использовать их в своей деятельности. Такой подход открывает возможности новой системы, где фундаментом становится доверие, а не доверчивость или контроль.

При этом на передний план выходят такие понятия как: самомотивация, самоконтроль, самооценивание, самостоятельность и стремление найти пути решения при каких-либо проблемах в преподавании и обучении.

 

Вернуться к списку