Клиническая психология - 1100 ч.

Записаться
Профессиональная переподготовка с квалификацией  «Клиническая психология» 

Срок обучения: 1100 часов
Длительность обучения: 33 недели
Форма обучения: очная, с применением дистанционных технологий
Стоимость обучения: 83 000 руб.

По итогам обучения слушателям выдается Диплом установленного образца МГУТУ им. К. Г. Разумовского с присвоением квалификации "Клинический психолог".

Руководитель программы: Шишкова Светлана Юлиановна - кандидат психологических наук, нейропсихолог, семейный психолог.

Зачисление на программу проходит по собеседованию.

Базы практики:
ГБУЗ Морозовская детская городская клиническая больница Департамента здравоохранения города Москвы
Медицинская Клиника Integritas
Психологический Центр ДОМ

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО КЛИНИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ

1. Неврология 30ч.

Функциональная морфология нервной системы (обзор строения головного и спинного мозга), филогенез и онтогенез нервной системы. Предмет и задачи неврологии. Место неврологии в практической деятельности клинического психолога. Понятие о локализации функций в головном мозге. Основные неврологические симптомы и синдромы. Неврологические методы обследования.

2. Психиатрия 32ч.

Система организации психиатрической помощи. Социальное и правовое положение пациентов. Понятие психотического и непсихотического уровня психических расстройств. Негативная (дефицитарная) и продуктивная симптоматика. Диагностические стратегии при общении с пациентами. Методы исследования психического состояния: наблюдение и беседа. Описание психического статуса больного с психическими расстройствами. Клиническая феноменология основных психических заболеваний.

3. Психофармакология 30ч.

Основные принципы лечения. Классификация психофармакологических препаратов. Механизм действия. Оценка эффективности лечения. Плацебо-эффект. Спектры психотропной активности препаратов различных классов: нейролептики, антидепрессанты, транквилизаторы, нормотимики, ноотропы. Побочные эффекты и нежелательные взаимодействия лекарственных препаратов. Пролонгированные препараты. Вопросы привыкания и злоупотребления психотропными средствами. Лекарственная резистентность и способы ее преодоления.

4. Клиника внутренних болезней 30ч.

Основные механизмы развития и проявления патологических процессов при заболеваниях внутренних органов. Заболевания дыхательной системы. Сердечно-сосудистые заболевания. Ревматические болезни. Заболевания крови. Заболевания мочевыделительной системы. Заболевания желудочно-кишечного тракта. Эндокринные заболевания. Внутренняя картина болезни (ВКБ) как сложный психосоматический феномен. Различные представления о структуре ВКБ. Факторы, влияющие на ее становление. Проблема психологической коррекции ВКБ.

5. Введение в клиническую психологию 26ч.

Общая характеристика клинической психологии. Сферы применения и ее прикладные задачи. Основные разделы: патопсихология, нейропсихология, психосоматика. Клиническая психология в экспертной практике, виды и задачи экспертиз. Общие принципы и методы исследования в клинической психологии. Понятие о психической норме и патологии. Здоровье и болезнь. Критерии психического здоровья. Современные международные классификации болезней.

6. Методология исследования в клинической психологии 32ч.

Общие принципы методологии. Виды клинико-психологической диагностики и их особенности. Клинико-психологические методы исследования личности. Экспериментально-психологические методы исследования познавательной и эмоционально-личностной сферы. Проективные методы исследования.

7. Теории личности в клинической психологии 32ч.

Общая характеристика теорий личности. Теории личности в психоанализе. Теории личности в бихевиоризме. Теории личности в гуманистической психологии. Отечественные теории личности в клинической психологии. Понятие акцентуации. Методы исследования личности в психологии.

8. Нейропсихология 36ч. 

Основы нейропсихологии. Общие закономерности развития психики, законы онтогенеза и патогенеза. Нейропсихологические синдромы отклоняющегося развития. Особенности двигательного, познавательного и доречевого развития детей первого года жизни. Индивидуально-топологические свойства нервной системы. Проблема левшества. Гендерный фактор в нейропсихологии. Анамнестические данные и клиническая беседа. Диагностика семейных и детско-родительских отношений.

9. Нейролингвистическое программирование и психотерапия 36ч.

Основы нейролингвистического программирования. Системы восприятия и репрезентации информации. Базовые пресуппозиции. Различные варианты подстройки. Мета-модель. Базовые калибровки. Модели постановки целей. Якорение ресурсных состояний. Нейрологические уровни Дилтса. Классификация запросов и техник НЛП по нейрологическим уровням. Вербальный рефрейминг. Прямые и косвенные внушения. Визуально-кинестетическая диссоциация и её использование в работе с травмой.

10. Патопсихология 32ч.

Предмет, задачи и методы патопсихологии. Патопсихологический анализ нарушений познавательной деятельности и эмоционально-личностной сферы при различных психических заболеваниях. Патопсихологические синдромы. Расстройства личности и их исследование в клинической психологии.

11. Психосоматика и психология телесности 26ч.

Психологические модели симптомообразования. Проблема классификации психосоматических расстройств. Клинико-психологические аспекты проблемы стресса, его взаимосвязь с психосоматическими расстройствами. Личностные феномены в психосоматике. Проблема саморегуляции при психосоматических расстройствах. Феноменология телесности. Границы тела, устойчивость образа тела, формы телесной идентичности. Нарушения телесного восприятия при психических расстройствах.

12. Специальная психология и коррекционно-развивающее обучение 32ч.

Специальная психология как отрасль науки и практики. Современные представления о нормальном и аномальном развитии. Этиология нарушений развития в детском возрасте. Понятие о первичном и вторичном дефектах развития. Психологические особенности и коррекционно-развивающее обучение детей с олигофренией, с задержкой психического развития, с нарушениями сенсорных функций, с нарушением опорно-двигательного аппарата, нарушениями поведения и эмоционально-волевой сферы. Первичные и вторичные нарушения при раннем детском аутизме.

13. Нарушение психического развития в детском и подростковом возрасте 32ч.

Классификации аномалий психического развития (медицинские и психологические). Гетерохрония и асинхрония развития в детском возрасте. Нарушение психомоторного развития, умственная отсталость, задержка психического развития, искаженное развитие, поврежденное развитие, дисгармоническое развитие. Нарушение основных видов деятельности в детском возрасте: общения, игры, обучения. Стадии психического развития ребенка и критические возрастные периоды. Роль возрастных (психических и физиологических) особенностей в формировании психических нарушений детского и подросткового возраста.

14. Психотерапевтическая сексология 30ч.

Понятие нормы и патологии в сексологии. Физиология сексуальности. Психологические аспекты сексуальности. Отличия мужской и женской сексуальности. Партнёрские аспекты сексуального поведения. Общие вопросы диагностики сексуальных расстройств. Медицинские, психологические и этические аспекты диагностики, консультирования и терапии в сексологии. Психологическое консультирование и психотерапевтическая помощь при сексуальных проблемах — стратегия терапии, этапы лечебно-реабилитационной тактики.

15. Психология здоровья 24ч.

Задачи и проблемы психологии здоровья. Модели и факторы здоровья. Психологические факторы здоровья. Норма и патология личности в психологии здоровья. Здоровый образ жизни и его составляющие. Внутренняя картина здоровья. Основные стратегии преодоления стресса. Профилактика и причины профессионального выгорания. Копинг-стратегии и ресурсы стрессоустойчивости.

16. Клиническая психология в геронтологии и гериатрии 24ч.

Психологические особенности лиц пожилого и старческого возраста. Психические заболевания в пожилом и старческом возрасте. Сенильная деменция, болезнь Альцгеймера, болезнь Пика, болезнь Паркинсона. Лечение и профилактика деменций старческого возраста. Психологическая помощь при расстройствах психической деятельности в пожилом и старческом возрасте. Кризисные состояния и суицид в пожилом возрасте. Отношение к смерти, долгожительство и психологическое сопровождение умирания.

17. Судебно-психологическая экспертиза 30ч.

Психологическая экспертиза юридически значимых индивидуально-психологических особенностей подэкспертных по уголовным и гражданским делам. Судебно-психиатрическое значение психических заболеваний: шизофрении, психопатии, олигофрении, эпилепсии, алкоголизма, наркомании. Методы психологической диагностики в экспертизе. Психологическая экспертиза эмоциональных состояний, понятие аффекта. Понятие дееспособности, ограниченной дееспособности, сделкоспособности. Психологическая экспертиза детско-родительских отношений. Специфика экспертизы несовершеннолетних.

18. Психология отклоняющегося поведения 30ч. 

Определение и типы девиантного поведения. Агрессия как вид асоциального (аморального) поведения. Делинквентное (антисоциальное) поведение. Алкоголизм как вид аддиктивного поведения. Наркомания как вид аддиктивного поведения. Токсикомания, интернет-зависимость, азартные игры как виды аддиктивного поведения. Нарушения пищевого поведения: нервная анорексия, нервная булимия, психогенное переедание. Механизмы формирования и диагностика расстройств пищевого поведения.

19. Психологическая коррекция и психотерапия зависимостей 32ч. 

Понятие аддиктивного поведения. Причины формирования аддикции. Психологические особенности личности с аддиктивным поведением. Описание зависимости по Коринн Свит. Узлы процесса развития аддикции по Ц.П. Короленко. Психотерапия зависимостей. Принципы консультирования зависимых и созависимых. Виды мотивации и определение стадии готовности к изменению поведения. Особенности консультирования в зависимости от стадии готовности клиента. Трудности и препятствия, с которыми сталкивается клиент в процессе выздоровления. Проблема рецидивов.

20. Психологическое консультирование 20ч.

Структура, цели, принципы и основные этапы консультирования. Эмоциональная и когнитивная стороны консультативной сессии. Установление контакта: психологические приемы и условия. Определение проблемы клиента как предмета психотерапевтической работы. Мотивация и ответственность. Ролевые позиции и функции консультанта. Общие и специфические техники консультирования. Перенос и контрперенос. Профессиональные и личностные качества консультанта.

21. Психотерапия: теория и практика 44ч. 

Проблема научного статуса психологической (немедицинской) психотерапии, междисциплинарность её предмета. Психотерапия в системе видов психологической помощи – консультирования, коррекции, сопровождения, супервизии. Основные направления психотерапии – психоаналитическое, когнитивное, гуманистическое, бихевиоральное и их современные варианты. Критерии сравнения: показания и ограничения, цели, форматы, теоретические основы. Динамика терапевтических отношений и изменений личности пациента на разных фазах терапевтического процесса. Факторы преждевременного прерывания психотерапии. Методы оценки эффективности.

22. Практикум по патопсихологической диагностике 30ч. 

Методики исследования внимания (таблицы Шульте, счет по Крепелину, корректурная проба Бурдона, методика Мюнстерберга, кольца Ландольта). Методики исследования памяти (методика запоминания 10 слов, воспроизведение рассказов, пиктограмма). Методики исследования мышления (методика исследования быстроты мышления Карвасарского, классификация понятий, исключение понятий, выделение существенных признаков, сравнение понятий, понимание переносного смысла пословиц, методика Эббингауза, простые и сложные аналогии, объяснение сюжетных картин). Методики исследования интеллекта (матрицы Равена, тест Векслера, тесты Бине).

23. Практикум по нейропсихологической диагностике 32ч.

Методы нейропсихологического обследования детей от 1 года до 4 лет с целью диагностики. Методы нейропсихологического обследования детей от 5 до 14 лет (школьники). Комплексная нейропсихологическая коррекция. Психомоторная коррекция детей по методу замещающего онтогенеза. Сенсомоторная гимнастика (СМГ) в коррекционной работе. Нейропсихологическая коррекция устной и письменной речи у детей методом «Буквограмма». Написание заключения, разработка коррекционной программы. Супервизия нейропсихологической коррекции детей.

24. Практикум по психотерапии и консультированию 38ч. 

Типы и характеристики клиентов. Метод интервью в психологическом консультировании. Консультативные приемы различных психологических подходов (психоаналитический, бихевеоральный, гуманистический). Освоение техник индивидуального консультирования. Освоение техник группового консультирования. Этапы и методы психотерапевтического воздействия. Оценка эффективности работы.

25. Практикум по психосоматике 26ч. 

Диагностика психосоматических расстройств. Приемы установления контакта и первичной клинической беседы. Сбор анамнестических данных. Невротические и связанные со стрессом соматоформные расстройства. Диагностика эмоциональных нарушений при психосоматических расстройствах. Исследование отношения к болезни при психосоматических расстройствах. Исследование совладающего поведения при психосоматических расстройствах. Методы психосоматической терапии (основы суггестивной терапия, рационально-эмотивной, когнитивной, техники НЛП и т.д.).

26. Практикум по детской патопсихологии 26ч. 

Особенности патопсихологического исследования детей и подростков. Методики диагностики познавательной и эмоционально-волевой сферы детей от 1 года до 5 лет. Возрастные нормативы. Патопсихологическая диагностика детей старше 5 лет. Методики патопсихологического исследования внимания, памяти, мышления, эмоционально волевой сферы детей старше 5 лет. Построение исследования по принципу «обучающего эксперимента». Схема клинико-психологического заключения. Диагностика детско-родительских отношений и консультирование родителей по результатам обследования.

27. Эмоционально-стрессовая терапия 24ч. 

История развития эмоционально-стрессовой терапии. Показания для работы в данном направлении и оценка эффективности. Ограничения и противопоказания к применению. Техники эмоционально-стрессового воздействия.

28. Эриксоновский гипноз и психотерапия 44ч.

Различия между традиционным и эриксоновским гипнозом. Понятие транса, виды транса и его признаки. Особенности трансовой речи. Структура гипнотического сеанса. Классификация внушений в гипнозе: прямые, косвенные и открытые внушения, постгипнотические внушения. Работа с ресурсами. Техники эриксоновского гипноза. Гипноанализ. Использование метафор и символов в эриксоновской терапии.

29. Модуль специализации 108ч.

Психологическое обеспечение в экстремальных и кризисных ситуациях

Организационные аспекты экстренной психологической помощи в чрезвычайных ситуациях. Основные принципы и профессиональные методы оказания экстренной психологической помощи. Экстренная психологическая помощь при острой реакции на стресс. Отсроченные реакции на травматический стресс. Этические нормы специалиста-психолога при работе в чрезвычайной ситуации. Методы и приемы саморегуляции.

Психотерапия кризисных состояний и психической травмы

Психофизиология стресса. Виды реакции на стресс и понятие стрессоустойчивости. Психическая травма. Посттравматическое стрессовое расстройство. Формы и диагностические критерии ПТСР. Этапы профессиональной помощи. Консультирование клиента, пережившего утрату. Реакции горя: этапы «нормального» горевания и патологическое горевание. Суицидальное поведение.

30. Супервизия 120ч.

Основные модели супервизии. Условия супервизии и предварительная подготовка. Уровни супервизии: базовый и сертификационный. Формы и варианты супервизии. Шестифокусная модель Энтони Уильямс. Информированное согласие. Первичное интервью и структура беседы. Принципы консультирования. Личность психолога-консультанта и супервизора. Влияние профессии: синдром выгорания и профессиональная деформация. Ошибки консультантов, трудности психотерапии. Этические принципы и нормы практической деятельности клинических психологов.

Существующий сегодня социальный заказ на подготовку Клинических психологов предполагает подготовку специалистов, способных эффективно решать задачи укрепления, сохранения и восстановления психического здоровья населения, осуществляя при этом сотрудничество со смежными специалистами (психиатрами, неврологами, дефектологами, юристами и др.).

Успех в данной профессии сегодня это прежде всего развитие личностных и профессиональных компетенций, необходимых для выполнения нового вида деятельности и приобретения квалификации «Клинический психолог», на что и направлена данная программа обучения.

Области профессиональной реализации выпускников по программе

«Клиническая психология»

Данная квалификация позволяет занимать должность «Медицинский психолог» в лечебно-профилактических учреждениях системы здровоохранения, и психологические должности в учреждениях образования, социальной защиты, физкультуры и спорта, силовых структурах, учреждениях Министерства чрезвычайных ситуаций, а также в коммерческих медицинских и психологических центрах.

Данная программа обучения по дополнительному образованию, профессиональной переподготовке по Клинической психологии составлена на основании требований, установленных регулирующими органами. Содержательное и организационное планирование данной программы профессиональной переподготовки осуществляется в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 030401 «Клиническая психология», утвержденным приказом Министерства образования и науки РФ 24 декабря 2010 г.

Для обучения по программе принимаются:

Специалисты с высшим психологическим образованием (психологи различных специальностей, педагоги-психологи), врачи, бакалавры и магистры в области психологии, студенты старших курсов психологических факультетов (параллельно с основным обучением).

Программа направлена на подготовку слушателей к следующим видам профессиональной деятельности: научно-исследовательской; психодиагностической; консультативной и психотерапевтической (психологическое вмешательство); экспертной; психолого-просветительской; организационно-управленческой; проектно-инновационной. Особое место в структуре профессиональной переподготовки по предлагаемой программе занимает обучение клинико-психологической диагностике – экспертной, личностно-типологической, клинико-нозологической, дифференциальной и т.п. Важнейшее значение придается формированию у слушателей адекватной профессиональной позиции, этических установок, социальной ответственности.

Записаться
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку