Сказка как инструмент в психотерапии

Задать вопрос
1 Мая 2017

Сказка как инструмент в психотерапии

Весна, сезон ожидания и надежды. Вся природа настраивается на волну цветения и красок Этот период волшебный и сказочный.

Предлагаем Вашему вниманию статью "Игровая терапия и сказкотерапия в работе детского психолога"  кандидата психологических наук, вице-президента Ассоциации Практических Психологов и Коучей, ведущего специалиста Центра "ДОМ" - Армине Аршаковны Вороновой.

Игра, игровая деятельность – неотъемлемая часть жизни не только ребенка, но и взрослого. Поэтому включение методов игровой терапии и сказкотерапии как видов арт-терапии в арсенал работы практического психолога, педагога является логичным и важным для оказания психологической помощи ребенку. В Психологическом центре «ДОМ» (г.Москва) нашими сотрудниками разработана и успешно проводится программа «Арт-терапия в образовании», программа знакомит с современными приемами игровой терапии, сказкотерапии. Все материалы основаны на многолетнем опыте психологического консультирования по вопросам детско-родительских отношений.

Арт-терапия направлена, в первую очередь, на развитие творческого воображения и мышления ребенка, арт-терапия вносит новые краски в мир ребенка, наполняет яркими эмоциями, с помощью арт-терапии ребенок учится по-новому воспринимать мир и самого себя. Творчество – это создание нового, ранее не существующего, это создание субъективных ценностей. В этом смысле жизнь человека – творческий процесс, каждый создает, творит свою жизнь. Результат творчества всегда уникален. В современном лексиконе часто понятие творчество подменяется понятием креативность. Креативность – это скорее способ организации творческого процесса. Креативность подчинена прагматичной цели, в то время как творчество само по себе не является прагматичным.

Прелесть игры для ребенка в том, что он сам от замысла до ее реализации является автором своей импровизации. Игру ему никто не навязывает. В игровой психотерапии специалист только направляет игру ребенка, чтобы помочь справляться с теми задачами, которые ставит перед растущим человеком жизнь.

Основными задачами игровой психотерапии являются:

  • изменение представлений о себе и своих возможностях,
  • расширение ролевого диапазона и, как следствие, освоение новых форм поведения,
  • социальная адаптация,
  • возможность преодоления негативных последствий психотравмирующих ситуаций.

Вряд ли мы задумываемся над тем, что, например, такие игры, как «жмурки», «прятки» могут рассматриваться как профилактика детских неврозов, или что эти игры могут быть хорошим методом по преодолению страхов темноты, замкнутого пространства. Подобные игры хорошо моделируют реальные ситуации, вызывающие страх у ребенка. Будучи вовлеченным в игру, в игровом азарте, страх уходит на второй план, ребенок больше думает о том, как выиграть, а не том, чтобы не бояться.

В игровой психотерапии часто используется такая техника как «замена ролей». Это обмен ролями между двумя участниками, например, в роли взрослого (одного из родителей, учителя, воспитателя) выступает ребенок, а взрослый в этой игре берет на себя роль ребенка. В отличие от предыдущего случая в этом приеме не используются куклы. Кукла выступает посредником в выражении чувств, она принимает на себя все качества и проблемы участников диалога, кукла, таким образом, смягчает психологические удары, создает буферную зону для восприятия ребенком своих трудностей. Когда мы используем напрямую технику замены ролей, ребенок и взрослый взаимодействуют непосредственно, напрямую. Это дает им возможность сразу актуализировать конфликт интересов, взглядов, ценностей и искать пути разумного компромисса.

Полностью ознакомиться с материалом Вы можете в разделе "Статьи"

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку