Все про обучение чтению с Александрой Петровной Кондрахиной

Задать вопрос
25 Января 2017

Все про обучение чтению с Александрой Петровной Кондрахиной

Предлагаем вашему вниманию интервью, которое проводил наш Психологический Центр ДОМ с детским психологом, семейным психологом, репетитором начальной школы и автором коррекционно–развивающей методики Кондрахиной Александрой Петровной.

ЦД: Александра Петровна, скоро закончится учебный год и дошколят начнут принимать в школу. Некоторые из них учились читать дома с родителями, некоторые обучались на подготовительных курсах. Но не все ребята смогли научиться читать одинаково хорошо. С чем это связано?
 А.П.: В нашей стране, как и во всем мире, существует много самых разных методик по обучению чтению. Применяемые методики успешно справляются со своей задачей, но не редки случаи, когда одна и та же методика для одного ребенка работает, а для другого ребенка – нет, то есть у него возникают трудности в обучении чтению. Это происходит из-за того, что часть методик рассчитаны на среднестатистического ребенка, у которого развитие происходит в соответствии с его возрастными нормами и в этом случае не учитываются индивидуальные нейропсихологические особенности ребенка.

ЦД: О каких нейропсихологических особенностях идет речь?
А.П.: Процесс обучения чтению является сложным. Чтобы ребенок смог научиться читать и понимать смысл прочитанного, в его головном мозге должны сформироваться определенные нейронные связи, которые отвечают за этот процесс. Но как говорит статистика и показывает  мой многолетний опыт работы, некоторые  дети к возрасту 5 - 7 лет просто нейропсихологически не готовы к этому процессу. Во время диагностики у них выявляются такие нарушения, как задержка психического развития (ЗПР) или задержка речевого развития (ЗРР), которые затрудняют процесс обучения чтению. К таким детям следует применять особые методики.

ЦД: Почему возникает задержка психического или речевого развития?
А.П.: Это может  происходить из–за того, что, например, ребенок в самом раннем возрасте не доползал или пошел сразу, пропустив этот этап развития.  Таких факторов уже достаточно для того, чтобы в последствии возникли нарушения процессов развития речи, письма и чтения. Для обучения чтению необходимо своевременное развитие первого и второго блока мозга. Формирование первого блока мозга происходит во время беременности, родов и первого года жизни ребенка. Первый блок мозга – энергетический, регулирующий тонус головного мозга, поддерживает  общий тонус ЦНС. Он отвечает за организацию памяти, внимания, регуляцию эмоциональных (страх, боль, удовольствие, гнев) и мотивационных состояний.  Несформированность первого блока мозга до 1.5 лет может приводить к дезориентации в пространстве и несформированности вектора сканирования, что в дальнейшем может повлиять на формирования навыков скорости и выразительности чтения. До 7 лет у ребенка должен сформироваться второй блок мозга, который обеспечивает межполушарную организацию процессов запоминания, а так же отвечает за получение, переработку и хранение информации. Если в период до 7 лет в развитии ребенка были отклонения, то в дальнейшем могут возникнуть трудности со звуко – различением, что так же  напрямую связано с качеством обучения чтению.

ЦД: А как можно определить сформированность или неыормированность блоков мозга и готов ли ребенок к обучению чтению?
А.П.: Готовность ребенка к обучению чтению можно определить во время комплексной диагностики. Она помогает выявить нарушения в: общей осведомленности, развитии пространственных представлений, активности, развернутости, связанности рассказа и лексики, сформированности вектора сканирования, развитии номинативной речи, развитии слуховой  памяти, объема и прочности запоминания и многие другие. Перечисленные нарушения и многие другие могут повлиять на успешное запоминание буквы и формирование умения читать по слогам или целыми словами.

ЦД: Если диагностика выявила нарушения в развитии ребенка, значит, его рано еще обучать чтению? Нужно ждать, когда он будет готов? 
А.П.: По общепринятым методикам обучать чтению будет очень сложно. Если этот процесс не пойдет, то у ребенка может пропасть интерес вообще к чтению. Разработанная мною коррекционно – развивающая методика обучения чтению может помочь как раз таким детям. Хотя по ней можно заниматься и ребятам, у которых нет никаких нарушений в развитии.

ЦД: В чем же особенность Вашей методики? 
А.П.: Во-первых, прежде чем приступить к обучению чтению, проводится комплексная диагностика ребенка, которая позволяет определить есть ли нарушения в развитии. Во-вторых, я использую определенный комплекс упражнений, которые помогают скорректировать поведение и нейропсихологическое развитие ребенка, что позволит легче обучаться чтению. В-третьих, последовательность изучаемых букв и звуков отличается от многих методик. В-четвертых, я использую разные приемы и техники, которые помогают ребенку гораздо быстрее запоминать внешний облик буквы и запоминать ее звук. Ну и в-пятых, во время занятий я использую упражнения и задания, которые помогают развивать память, внимание, мышление, речь.

ЦД: Как много всего! За какое время есть возможность научить ребенка читать по Вашей методике?
А.П.: Все, конечно же, индивидуально в каждом конкретном случае. Для кого-то требуется больше времени, а для кого-то достаточно заниматься 2 раза в неделю по 60 мин. Но задания можно выполнять не сразу все за 60 мин, а разделить на части, и выполнять их в течение дня. Так ребенок не устанет, и будет поддерживаться интерес ребенка к дальнейшим заданиям. 

ЦД: А какой результат родители могут увидеть по окончании обучения?
А.П.: Пройдя весь курс обучения чтению по этой методике, ребята смогут не только скорректировать свое развитие и поведение, подрасти как бы до своих сверстников психологически, но и научиться читать по слогам или целыми словами со скоростью 15 – 20 слов в минуту. Они научаться быть сконцентрированными и внимательными, выполняя любые задания, увеличится объем памяти и словарный запас, будут с интересом и желанием читать самостоятельно.

ЦД: Родителей могут интересовать и другие вопросы, которые мы не задали Вам сегодня. Есть ли у них такая возможность? Как это можно осуществить?
А.П.: Конечно же, такая возможность есть. Я всегда рада ответить на любые вопросы и помочь тем, кто в этом нуждается, а главное просит о помощи. Это можно сделать, обратившись к администрации Психологического Центра дом или написать мне лично в социальных сетях. Общение можно провести как очно, так и онлайн. 

ЦД: Александра Петровна, мы благодарим Вас за интересную и познавательную беседу. Желаем Вам творческих успехов в работе и всего самого хорошего!
А.П.: Я Вам тоже БлагоДарна, что уделили время для меня. Желаю Центру ДОМ процветания, новых интересных проектов благодарных клиентов.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку