Взгляд логопеда на речевое развитие ребенка

Взгляд логопеда на речевое развитие ребенка
Задать вопрос
15 Июля 2019

Взгляд логопеда на речевое развитие ребенка

Комарова Ольга Владимировна

логопед-дефектолог

 

На консультации у логопеда родители часто задают вопрос: «Нет ли у моего ребенка задержки речевого развития, ведь он говорит меньше и хуже, чем другие дети?» Прежде чем говорить о речевом развитии, хотелось бы отметить, что речь развивается не только в зависимости от умственных и психических особенностей ребёнка, но и от того в какой речевой среде он находится. Развитие малыша очень индивидуально, нет смысла сравнивать между собой сверстников.

Итак…
С момента рождения ребёнка до 1,5-2 месяцев ребёнок обращает на себя внимания плачем и криком. Уже вскоре после рождения крик приобретает различную тональную окраску в зависимости от состояния ребенка. Так, крик “голода” отличатся от крика, связанного с охлаждением ребенка, или другими состояниями ощущения дискомфорта. Крик является первой интонацией, значимой по своему коммуникативному содержанию, которая в дальнейшем оформляется как сигнал недовольства. Уже с рождения ребенок накапливает пассивный словарь, он запоминает слова, их значение, различает интонацию.

Ко 2-3-му месяцу жизни крик ребенка значительно обогащается интонационно. При крике отмечается усиление не координированных движений рук и ног. С этого возраста ребенок начинает реагировать криком на прекращение общения с ним, удаление ярких предметов из поля зрения и т.п. Нередко дети реагируют криком на перевозбуждение, особенно перед засыпанием.

К 2-3-м месяцам жизни появляются специфические голосовые реакции — гуление. К ним относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Можно выделить звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э); губные согласные (п, м, б), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х), связанные с физиологическим актом глотания. В период гуления, помимо сигналов неудовольствия, выраженных криком, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребёнка, которая время от времени начинает носить выражение радости. Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми.
В этот период ребенок начинает держать голову вертикально, разжимать и сжимать кисть, удерживать вложенный в руку предмет. В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, отыскивать взглядом источник звучания, поворачивать голову к говорящему, сосредотачивая свое внимание на лице, губах взрослого.

Между 4-мя и 5-ю месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка — лепет. Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5-6-ти месяцам жизни. Взмахивая руками или прыгая на руках у взрослых, он по несколько минут подряд ритмически повторяет слоги “та-та-та”, “га-га-га”, «ба-ба-ба» и т.д.
Уже в 7-8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются соответствующими жестами и мимикой. Например, ребенок поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: “Где баба?”, “Где мама?” и т.п. То есть, в это время начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации.

Первые слова появляются обычно к концу первого года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Есть указания на то, что у девочек слова появляются на 8-9 месяце жизни, у мальчиков позднее — на 11-12 месяце. Первые слова обычно-представляют собой сочетание открытых повторяющихся слогов (ма-ма, па-па, дя-дя и т.д.).

1 год. К этому сроку ребенок употребляет примерно 3-4 «лепетных слова», понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («поцелуй маму», «где папа?», «дай ручку», «нельзя»).
1 год 3 месяца. Активный словарный запас немного увеличивается, ребенок понимает простую инструкцию без жеста, знакомые слова показывает на картинке. 
1 год 6 месяцев. Ребенок показывает одну из частей тела, однако пассивный словарный запас намного больше активного. 
1 год 9 месяцев. Показывает три части тела, пробует использовать фразу из двух слов («Мама, ди!» — «Мама, иди!», «Дай ляля» — «Дай куклу»).Примерный словарный запас 20 слов.  Благодаря умению подражать число слов, произносимых малышом, увеличивается. Но, как правило, даже знакомые слова он использует еще редко, предпочитая заменять их мимикой и жестами. В незнакомой обстановке ребенок обычно молчит.
Произношение ребенка пока еще неправильное. Это или сокращенные слова, или своеобразные звукосочетания («чика» — качели, «кезон» — зонт и т.п.)
К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, 2-3 слова, выражающие требования (“мама, дай”, “папа, иди”, “ пить дать” и др. Если к 2,5 годам у ребенка не формируется элементарной фразовой речи считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

На третьем году жизни резко усиливается потребность ребенка в общении. Словарь ребёнка возрастает , и составляет от 500 до 1000 слов. В этом возрасте не только стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, но и возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. Первоначально это явление выглядит как рифмование. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы с использованием союзов, падежных форм существительных, единственного и множественного числа. В норме в 3 года, ещё не сформировались произношение шипящих звуков и сонорные звуки. Допустимо смягчение некоторых звуков. 3-х летний возраст называют возраст «почемучек». Ребенок задает вопросы «Когда?» «Почему?» «Что это?» «Зачем?» и т.д. Категорически нельзя оставлять без ответа вопросы ребенка.

Начиная с 4 лет жизни фразовая речь ребенка усложняется. В среднем предложение состоит из 5-6 слов. В речи используются предлоги и союзы, сложноподчиненные и сложносочиненные предложения, в речи значительно увеличивается число прилагательных.Важно научить ребенка рассказывать по картинке(развивать связную речь). Для этого возраста ещё допустимо замена некоторых звуков, и их смягчение.

К концу 5 года жизни ребенок начинает овладевать контекстной речью, т.е. самостоятельно создавать текстовое сообщение. Его высказывания начинают напоминать по форме короткий рассказ. В активном словаре появляется большое количество слов. Ребёнок в этом возрасте овладевает всеми частями речи.

К 6 летнему возрасту в норме ещё допустимо появление звуков сложных по артикуляции, таких как - Р, Л. Фонематический слух (восприятие звуков речи) должен быть сформирован к 7 годам.

Нормальное развитие речи позволяет ребенку перейти к новому этапу — овладению письмом и письменной речью. О приемах логопедической подготовки ребенка к школе, мы поговорим в следующей статье.

Заказать услугу
Оформите заявку на сайте, мы свяжемся с вами в ближайшее время и ответим на все интересующие вопросы.
Вернуться к списку