С чего всё начиналось и как продолжает развиваться
Жизнь современного человека сложно представить без психологии. Как научная дисциплина психология сформировалась в середине XIX века. Однако, получить статус практического психолога, в России, стало возможным лишь с конца 80-х годов прошлого века.
В 1988 году были разрешены кооперативы, именно с этого и принято считать начало функционирования рынка психологических услуг. Тогда же, благодаря объявленным либерализации и гласности, страна обогатилась психотерапевтическими методиками, которые уже успели заработать определенный авторитет на Западе. Наши специалисты усердно изучали прибывающий материал, потом приглашали делиться опытом западных мастеров, и в конце концов зарубежные технологии укоренились на российской почве.
На Западе достаточно востребованы многие психотерапевтические практики, начиная от транзактного анализа, клиент-центрированного подхода, психоанализа и заканчивая трансперсональной терапией, соответственно в Россию такие практики также пришли. Однако не все сразу было так прекрасно. Известные шоумены конца 80-х – начала 90-х годов спровоцировали скептическую волну интереса в области психологии, а собственно сдвиг интереса произошёл от психотерапии в сторону экстрасенсов и колдунов.
С годами скептические мнения о рынке психологической помощи возрастают, так как на психическое здоровье человека начинают воздействовать всевозможные целители, ясновидящие и мистификаторы, которые подкрепляют свою значимость рекламой в разных видах СМИ.
После 2001 года, множество психологических центров и профильных фирм, лишились льгот по аренде, что в следствии привело к их развалу. Тогда же у населения упал интерес к псевдонаучной психотерапии, но стремительно вырос к психотерапии профессиональной. С 2001-2002-хх годов спрос на рынке растет на 30-40 % в год, но в основном он удовлетворяется индивидуалами. Сегодня до 90 % всех психологических услуг оказывают специалисты, практикующие частным образом.
Бывший эксперт спецслужб по психотехникам А. Шипилов утверждает, что спрос на психологические услуги за последние два-три года вырос в несколько раз. Люди готовы платить и уже платят немалые деньги своим психологам за то, чтобы те следили за состоянием их психического здоровья. Тенденция такова, что в ближайшие год-два ожидается еще более бурный рост рынка.*
Рынок психологических услуг не похож на другие рынки главным образом по трем фундаментальным причинам:
-
услуга не существует до ее предоставления. Это делает невозможным сравнение и оценку услуг до их получения, поэтому сравнить можно только ожидаемые и полученные выгоды;
-
услугам присуща высокая степень неопределенности, что ставит клиента в невыгодное положение, а продавцам затрудняет продвижение услуг на рынок;
-
услуга требует постоянного участия заказчика в ее реализации, что психологически противоречит традиционному пониманию: «услуга – любое мероприятие или выгода, которую одна сторона может предложить другой и которая в основном неосязаема и не приводит к завладению чем-либо».
Надо сказать, что такое относительно бесформенное состояние рынка создаёт ряд неудобств при его анализе – достаточно мало достоверных цифр об объёмах рынка и его тенденциях. Однако в нашем арсенале есть не мало инструментов, которые помогут нам сгруппировать рынок психологических услуг в единое целое. Одним из таких инструментов является SWOT-анализ. Данный вид анализа предполагает возможность оценки фактического положения и стратегических перспектив компании, получаемых в результате изучения сильных и слабых сторон компании, ее рыночных возможностей и факторов риска. SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы).
Данный анализ может дать ответы на следующие вопросы: используются ли сильные стороны как преимущества компании; являются ли слабости компании ее уязвимыми местами; какие благоприятные обстоятельства, возможности дают шансы на успех; на какие угрозы обратить внимание в первую очередь.
SWOT-анализ, проводимый для рынка психологических услуг позволит выявить его сильные и слабые стороны, структурировать их. С помощью данного анализа мы сможем определить какие потенциальные возможности и угрозы, поступающие из внешней среды, встречаются на исследуемом рынке. Для того чтобы анализ считался структурированным и завершённым, а также понятным, необходимо наглядно его представить. Итак, ниже представлена табл. 1, с которой мы рекомендуем ознакомиться:
Таблица 1 – SWOT-анализ рынка психологических услуг
Сильные стороны | Возможности |
1. Первая кафедра психологии была открыта в 1966 году. | 1. Оказание качественной психологической помощи. |
2. Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с требованиями ФГОС ВО/ВПО. | 2. Необходимость предоставления психологических услуг. |
3. Разработаны авторские методики и мастер-классы. | 3. Расширение ассортимента услуг. |
4. Первые специалисты в области психологии работают с 1988 года. | 4. Развитие информационных технологий. |
5. Психологи постоянно повышают уровень своей квалификации. | 5. Появление новых рекламных технологий. |
6. Проведение профориентационных мероприятий. | 6. Дистанционно консультирование. |
7. Участие в конференциях и семинарах. | 7. Выездные мероприятия. |
Слабые стороны | Угрозы |
1. Высокая арендная плата. | 1. Рост налогов и пошлин на предпринимательскую деятельность. |
2. Дороговизна некоторых услуг. | 2. Наличие сильных конкурентов, появление новых. |
3. Изменение потребностей у ЦА. | 3. Снижение уровня жизни населения. |
4. Неграмотность клиентов в вопросе эффективности терапии. | 4. Безработица. |
5. Невозможность предоставлять медицинские показания. | 5. Кража авторских методик. |
6. Подделка продукции (если имеется). | 6. Низкий уровень социально-культурного развития населения. |
7. Нехватка специалистов узкого профиля. | 7. Экономическое и политическое окружение. |
Когда составлен SWOT-анализ, мы можем дать ответы на выше поставленные вопросы. Несомненно, сильные стороны используются на данном рынке, как преимущества, поскольку любая организация в этой области тем самым подчеркнёт многолетний опыт своих сотрудников и покажет их стремление развиваться дальше. Что касается слабых сторон, то скорее всего да, они являются и уязвимыми местами, так как оказывает сильное влияние на внутреннюю структуру и деятельность организации. Не стоит отрицать и то, что все возможности рынка психологических услуг благоприятно влияют на его развитие и укрепление в свое среде. И первое, на что следует обратить внимание данному рынку, так это на наличие сильных конкурентов.
К сожалению, многие путают такие направления деятельности как психология, психиатрия и медицина, вследствие этой путаницы, организации, которые имеют совершенно разные цели, вынуждены конкурировать между собой. Для предотвращения возникновения такого рода непониманий, мы рекомендуем постоянно получать новые знания, а самое главное эффективно их использовать. А также призываем к тому, чтобы вы получали и передавали только достоверную и актуальную информацию, ведь только владея такой информацией мы можем правильно реализовывать поставленные перед собой цели.
*Источник: Журнал «Коммерсантъ Деньги» №48 [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/632342