Сам себе программист или наглядный метод планирования

Мы бережно относимся к каждому клиенту, поэтому в нашем центре действует гибкая система скидок при исключительно индивидуальном подходе.

202201.jpg

Практический опыт работы с детьми по формированию и развитию у них навыков программирования и самоконтроля.

 Дорогие коллеги!

Ко мне часто обращаются коллеги и родители с вопросом: «Как у вас проходят занятия, что такие удивительные результаты у детей?»

В своей статье поделюсь с Вами опытом проведения индивидуальной работы с детьми 4-8 лет с использованием наглядного  метода, который формирует у воспитанников первичные навыки планирования,  самоконтроля и самооценки.

 Признаюсь честно, что до наглядного метода мне было сложнее мотивировать учеников и соблюдать последовательность частей занятия. Теперь, практикуя наглядный метод, взаимодействие с детьми приносит мне больше лёгкости и радости.  

Рекомендую попробовать наглядный метод и Вам!

Ниже приведены подробные практические диалоги.


В чем ценность  наглядного метода планирования?

В том, что дети:

1. Самостоятельно планируют  очередность  дел на занятии  и самостоятельно контролируют их выполнение.

2. Спокойно и естественно  переключают внимание с одного вида деятельности на другой.

3. Учатся распределять время и чувствовать временные границы.

4. В конце занятия видят сколько могут выполнить заданий, что формирует у них положительную самооценку.

5. Вырабатывают навык планирования и самоконтроля.

   Говоря о планировании, контроле за выполнением, самооценке, мы подразумеваем развитие у детей  третьего блока мозга, лобных долей,  которые созревают к 7 годам, и что это  является важнейшим фактором  для успешной учебы в школе. С наглядным методом сформировать у ребёнка привычку планировать очередность необходимых дел не составляет большого труда.

Вот пример приобщения к планированию занятия, знакомство с условными  обозначениями.

«Давай составим план или программу сегодняшнего занятия!» - предлагаю я ребенку, показывая на доске магнитики с рисунками, обозначающие виды деятельности.

«А как это?» - спрашивает вновь пришедший ребенок.

«Вот магнитики с рисунками:

носик обозначает дыхательную гимнастику,

глаз – значит, тренируем глазные мышцы,

ладонь – тренируем руки, пишем, рисуем, делаем пальчиковую гимнастику и тд.

ухо – тренируем слух, различаем звуки,

рот – делаем артикуляционную гимнастику, тренируем речь,

мяч – упражнения на гимнастическом мяче для тренировки равновновесия, игры с мячом или другие игры по выбору,

книжка – выбираем книгу, которая тебе понравится, читаем и обсуждаем,

корона – итог занятия, награждение, угощение.

Только сначала, давай так!  

 Подышим, потренируем глазки, а теперь, что ТЫ хочешь...?».  

      На правах старшего беру инициативу в свои руки и предлагаю начать занятие с дыхательной и глазодвигательной гимнастики.

      Затем, ребенок, глядя на рисунки – условные обозначения, самостоятельно выкладывает очередность дел, которые будет выполнять на занятии.  

Тут проявляется его добрая воля  -  ОН САМ РЕШАЕТ, поставить игру (мяч) или книжку, а может ладошку…

Такой подход заинтересует даже самых гиперактивных детей.

  Приступаем к занятию и последовательно выполняем необходимые задания, направленные на решение проблем конкретного ребенка.  

«Какое дело у нас следующее?» - спрашиваю я маленького ученика, который зорко следит за выполнением дел именно в таком порядке, как он спланировал.

Ребенок легко и безболезненно переключается на новый вид деятельности. Умение переключаться – это ценный навык!  А наглядность плана способствует этому.

«До конца занятия у нас осталось немного времени. Как мы его с тобой  распределим, чтобы хватило на все дела? Может таймер поставим, чтобы не заиграться?».

 Дети охотно соглашаются  на использование таймера, песочных часов, что постепенно формирует у них чувство времени, понимание секунды, минуты, 10-ти минут, часа. Ориентироваться во временном пространстве – это сложная задача даже для некоторых школьников. Но постепенно учась планировать свои дела, закладывая время на их выполнение,  дети справляются со сложными задачами.

«Ого! Ты так стараешься, и так хорошо у тебя получается! Ты молодец!  Устал!!?

Конечно, ты же потратил столько сил! Надо пополнить их. Надо подкрепиться!»

 В процессе занятия ОБЯЗАТЕЛЬНО предлагаю ребёнку подкрепить свои силы; попить воды, съесть аскорбинку с глюкозой, похрустеть сушкой.

Когда занятие подходит к концу, подводим итоги, смотрим, все ли задания выполнены. Ребенок, глядя на доску, видит ,что всё запланированное выполнено. Это придаёт ему уверенности, собственной значимости, что влияет на формирование позитивной самооценки, а также накапливается бесценный опыт планирования и контроля за  выполнением  принятых решений.

Вот так просто! Магнитная доска, магниты с условными  обозначениями помогают  стимулировать лобные доли у детей, развивать 3-й блок мозга, отвечающий за самопрограммирование, самоконтроль и самооценку.

Вернуться к списку