Практический опыт работы с детьми по формированию и развитию у них навыков программирования и самоконтроля.
Дорогие коллеги!
Ко мне часто обращаются коллеги и родители с вопросом: «Как у вас проходят занятия, что такие удивительные результаты у детей?»
В своей статье поделюсь с Вами опытом проведения индивидуальной работы с детьми 4-8 лет с использованием наглядного метода, который формирует у воспитанников первичные навыки планирования, самоконтроля и самооценки.
Признаюсь честно, что до наглядного метода мне было сложнее мотивировать учеников и соблюдать последовательность частей занятия. Теперь, практикуя наглядный метод, взаимодействие с детьми приносит мне больше лёгкости и радости.
Рекомендую попробовать наглядный метод и Вам!
Ниже приведены подробные практические диалоги.
В чем ценность наглядного метода планирования?
В том, что дети:
1. Самостоятельно планируют очередность дел на занятии и самостоятельно контролируют их выполнение.
2. Спокойно и естественно переключают внимание с одного вида деятельности на другой.
3. Учатся распределять время и чувствовать временные границы.
4. В конце занятия видят сколько могут выполнить заданий, что формирует у них положительную самооценку.
5. Вырабатывают навык планирования и самоконтроля.
Говоря о планировании, контроле за выполнением, самооценке, мы подразумеваем развитие у детей третьего блока мозга, лобных долей, которые созревают к 7 годам, и что это является важнейшим фактором для успешной учебы в школе. С наглядным методом сформировать у ребёнка привычку планировать очередность необходимых дел не составляет большого труда.
Вот пример приобщения к планированию занятия, знакомство с условными обозначениями.
«Давай составим план или программу сегодняшнего занятия!» - предлагаю я ребенку, показывая на доске магнитики с рисунками, обозначающие виды деятельности.
«А как это?» - спрашивает вновь пришедший ребенок.
«Вот магнитики с рисунками:
носик обозначает дыхательную гимнастику,
глаз – значит, тренируем глазные мышцы,
ладонь – тренируем руки, пишем, рисуем, делаем пальчиковую гимнастику и тд.
ухо – тренируем слух, различаем звуки,
рот – делаем артикуляционную гимнастику, тренируем речь,
мяч – упражнения на гимнастическом мяче для тренировки равновновесия, игры с мячом или другие игры по выбору,
книжка – выбираем книгу, которая тебе понравится, читаем и обсуждаем,
корона – итог занятия, награждение, угощение.
Только сначала, давай так!
Подышим, потренируем глазки, а теперь, что ТЫ хочешь...?».
На правах старшего беру инициативу в свои руки и предлагаю начать занятие с дыхательной и глазодвигательной гимнастики.
Затем, ребенок, глядя на рисунки – условные обозначения, самостоятельно выкладывает очередность дел, которые будет выполнять на занятии.
Тут проявляется его добрая воля - ОН САМ РЕШАЕТ, поставить игру (мяч) или книжку, а может ладошку…
Такой подход заинтересует даже самых гиперактивных детей.
Приступаем к занятию и последовательно выполняем необходимые задания, направленные на решение проблем конкретного ребенка.
«Какое дело у нас следующее?» - спрашиваю я маленького ученика, который зорко следит за выполнением дел именно в таком порядке, как он спланировал.
Ребенок легко и безболезненно переключается на новый вид деятельности. Умение переключаться – это ценный навык! А наглядность плана способствует этому.
«До конца занятия у нас осталось немного времени. Как мы его с тобой распределим, чтобы хватило на все дела? Может таймер поставим, чтобы не заиграться?».
Дети охотно соглашаются на использование таймера, песочных часов, что постепенно формирует у них чувство времени, понимание секунды, минуты, 10-ти минут, часа. Ориентироваться во временном пространстве – это сложная задача даже для некоторых школьников. Но постепенно учась планировать свои дела, закладывая время на их выполнение, дети справляются со сложными задачами.
«Ого! Ты так стараешься, и так хорошо у тебя получается! Ты молодец! Устал!!?
Конечно, ты же потратил столько сил! Надо пополнить их. Надо подкрепиться!»
В процессе занятия ОБЯЗАТЕЛЬНО предлагаю ребёнку подкрепить свои силы; попить воды, съесть аскорбинку с глюкозой, похрустеть сушкой.
Когда занятие подходит к концу, подводим итоги, смотрим, все ли задания выполнены. Ребенок, глядя на доску, видит ,что всё запланированное выполнено. Это придаёт ему уверенности, собственной значимости, что влияет на формирование позитивной самооценки, а также накапливается бесценный опыт планирования и контроля за выполнением принятых решений.
Вот так просто! Магнитная доска, магниты с условными обозначениями помогают стимулировать лобные доли у детей, развивать 3-й блок мозга, отвечающий за самопрограммирование, самоконтроль и самооценку.